Про Алексея Федорченко часто говорят, что он — мастер мокьюментари. Он с этим спорит. Говорит, что не снимает такое кино. Что сделал всего три картины в форме found footage, а так он игровые картины снимает как документальные, а неигровые — как постановочные, вот и весь секрет. Вместо прямого использования хроники он делает ее стилизацию: «Режиссер — это демиург, который имеет возможность создавать свои миры».
Как отмечает режиссер, в его документальных фильмах нет ничего придуманного кроме варианта подачи. Рассказывая о своем фильме-расследовании, детективе «Колбаса Митрофана Аксенова», Федорченко подчеркнул, что реальная история и есть фантастика. «Если тщательно подходить к фактам, а не жонглировать штампами, то наша действительность и есть настоящее фэнтези», — говорит он.
Он не пытается добиться веры зрителя в историю. Его интерес выходит за рамки производства фильмов. «Я живу в этих историях, получаю удивительную, страшную, иногда волшебную информацию каждый день. Нет цели снимать, но есть желание художественно осмыслить эти истории».
В соавторстве с Лидией Канашовой Федорченко уже 6 лет пишет «сказки» о репрессированных ученых. Набралось уже около 100 произведений. Федорченко мечтает их однажды опубликовать.
Он постоянно пополняет свой сценарный портфель, в котором, например, есть сюжет, основанный на «Малыше» братьев Стругацких. С 2000 года собралось несколько историй, которые режиссер собрал в альманах. На предстоящем фестивале «Послание к человеку» состоится премьера этого документального фильма. Кроме того, заканчивается производство «дзен-сериала», экспериментального проекта, который Федорченко создает с Мариной Разбежкиной.
«Много снимаем, много пишем, много читаем книг, — говорит он. — Фильмы я смотрю только на фестивалях. Сериалы смотреть не успеваю вовсе. Фоном у меня нон-стопом идет сериал «След». За новыми не слежу, но хотелось бы посмотреть «Игру престолов», «Кальмара» и «Секс в большом городе».
Видеоверсию встречи с Алексеем Федорченко смотрите здесь: