Андрей Апостолов: «Гамлет» – это фильм столп, который был эмблематичен для эпохи «Оттепели»

14.08.2024

На «Окне в Европу» киновед и программный директор фестиваля Андрей Апостолов прочитал лекцию «Гамлет» Григория Козинцева — ключевой фильм ленинградского кино». Он рассказал о незримом соперничестве между московским кино и «Ленинградской школой».  

В середине 30-х годов «Ленфильм» с фильмами «Чапаев», «Великий Гражданин», трилогией о «Максиме» вырвался вперёд, дав фору Москве, рассказывает Андрей Апостолов. После войны студия оказалась обескровлена, многие, уехав в эвакуацию, уже не вернулись.  В 50-60-е годы город перестал бороться за статус киностолицы и стал играть роль, в какой-то степени, неравной альтернативы Москве.

«Гамлет» Григория Козинцева явился манифестом того времени, символом эпохи «оттепели», а герой, блестяще сыгранный Иннокентием Смоктуновским, — её лицом. В советском кино времён «оттепели» можно найти множество цитат и отсылок к «Гамлету», из наиболее ярких примеров  «гамлетизма» — картина «Берегись автомобиля» или встреча героя с тенью отца в фильме «Застава Ильича». Подход к образу Гамлета постоянно меняется, со временем он стал более отстранённым, даже ироничным. Новая эпоха диктует своего Гамлета, осколки этого образа можно найти во многих современных фильмах.

Полная версия видеозаписи лекции киноведа Андрея Апостолова:


Другие новости

Все новости

Учредитель

При поддержке

Партнёры