В городской библиотеке Алвара Аалто прошел мастер-класс режиссера Дениса Чернова «За кулисами «Смешариков»: как создать популярный мультфильм».
В начале встречи Денис Чернов, который на Выборгском фестивале председательствует в жюри анимационного конкурса, рассказал, что ему позволяет говорить об успехе «Смешариков». По его словам, успешным можно считать проект, который остается популярным 15 лет. «Смешарикам» – уже 20.
Денис Чернов вспомнил, что был момент, когда он уже мысленно попрощался со своими персонажами, но неожиданно случилась перезагрузка.
«После того как мы начали делать полнометражные фильмы про «Смешариков», у нас закрылось производство классических 6-минутных серий в формате 2D. Я занимался полнометражными фильмами и, дорисовывая последние раскадровки, поймал себя на мысли: «Вот все и закончилось, больше с этими героями я не встречусь». Но спустя какое-то время «Яндекс» решил привлечь к своей платформе «Кинопоиск» молодых зрителей и финансировал новый сезон «Смешариков» в классической, «плоской» технологии. Для нас это было неожиданно, потому что мы с этим форматом попрощались. Хотя мы постоянно слышали комментарии: «Верните 2D». Мы и сами скучали по этому формату, но это очень дорого. В результате произошел перезапуск, и мы продолжили делать сериал в классической технологии».
Вспоминая, с чего начинался проект, режиссер рассказал об истории студии «Санкт-Петербург», которая была организована специально под «Смешариков». Со временем она развилась и выросла в анимационного гиганта – группу компаний «Рики», которой принадлежат проект «Малышарики» (спин-офф «Смешариков»), «Фиксики» и другие мультфильмы.
«Санкт-Петербург в плане анимации всегда проигрывал Москве. В столице были мастодонты вроде «Союзмультфильма» и частные студии, такие как «Пилот». В Москве анимационная жизнь била ключом, а вот в Питере с этим было совсем плохо. Единственное место, которое как-то относилось к анимации, – студия «Леннаучфильм», где был цех специальных видов съемки. Сама студия делала научно-популярные фильмы, но, если надо было показать летающие кометы, крутящиеся шестеренки или молекулы, то там все это делали. Это, конечно, была не анимация, но это единственное, что было ближе к ней. На территории этой студии потихонечку зарождалась питерская анимация, там возникла студия – «Мельница», известная «Лунтиком», «Барбоскиными» и серией про богатырей. Она дала толчок появлению еще одной студии».
Денис Чернов работал на студии «Мельница» в начале 2000-х. В то время там выпустили первый полнометражный фильм «Карлик Нос» и готовились запустить полнометражный проект про Синдбада. Чернов был на нем ведущим режиссером. По его словам, проект был большой, ответственный, но на этапе запуска случились непредвиденное. Авторы узнали, что студия DreamWorks выпускает фильм про Синдбада и, не решившись конкурировать с американским гигантом, отказались от замысла. Директор объявил сотрудникам о роспуске, и молодой амбициозный режиссер Денис Чернов стал безработным. Все решил один звонок.
«Звонит мой приятель Салават Шайхинуров и говорит: «Есть молодой парень, лет 20, Илья Попов. Мы собираемся делать проект, нам нужен режиссер, приходи – поговорим». Мы встретились в квартире. Маленькая кухня. Бегают два кота породы донской сфинкс. Напротив меня сидят два парня и, вытаращив глаза, размахивая руками, с актерской подачей рассказывают о планах запустить проект на 200 серий! Я понимаю, что ребята – сумасшедшие. Хотя симпатичные, поэтому я решил дослушать их. И вот они рассказывают, что хотят сделать проект, персонажи которого будут повсюду: в рекламе, на коробках конфет, в качестве игрушек и ростовых кукол. Все будут знать, кто такие «Смешарики»! Ну, думаю, дело совсем плохо. Это же происходило в 2003 году, тогда не было мерчандайзинга, никто не знал, как работать с авторскими правами. Позднее «Смешарики» произвели революцию в плане использования бренда».
Отвечая на вопрос о секретах успеха «Смешариков», Денис Чернов сказал, что это – авторский проект, у которого при этом много авторов. Это и Алексей Лебедев – ведущий сценарист, написавший более 250 серий, и Анатолий Прохоров – один из основателей студии «Пилот», который стал худруком «Смешариков».
«Прохоров оказался очень ценной единицей, он стоял между нами, полусумасшедшими творцами, и продюсерской командой – в определенном смысле защищал нас. Потому что мы действовали достаточно эгоистично. Мы плевать хотели на то, что думали продюсеры, на основополагающие маркетинговые схемы. Мы абсолютно искренне хотели делать то, что интересно нам, и Прохорову за это огромное спасибо. Сейчас я понимаю, что такой проект было невозможно создать искусственно. Это просто какое-то стечение обстоятельств – то, что в одном месте в одно время встретились люди, которые впоследствии толкали этот проект вперед».
После этого Денис Чернов ответил на несколько вопросов из зала и предложил всем посмотреть пару серий: музыкальную – про то, как Нюша не хотела отмечать свой день рождения, и свою любимую – про черного ловеласа.
Фото: Геннадий Авраменко