Символом Фестиваля российского кино. Выборг-2023 стал портрет Александра Абдулова. Рассказываем, как легенды отечественного кинематографа появились на баннерах смотра, а также о смыслах, которые несут другие его символы.
Александру Абдулову в этом году исполнилось бы всего 70 лет. Он ушел от нас 15 лет назад, на пике своей популярности, успев сыграть более 100 ролей в кино. Среди наиболее ярких из них – в картинах «С любимыми не расставайтесь» Павла Арсенова, «Храни меня мой талисман» Романа Балаяна, «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» Сергея Соловьева. Желание организаторов фестиваля обратиться в этом году к фигуре Александра Абдулова нашла поддержку у почетного президента смотра Армена Николаевича Медведева еще до его кончины.
«Время, запечатленное в своих фактических формах и проявлениях, – вот в чем заключается главная идея кинематографа как искусства. Она позволяет мне думать о богатстве неиспользованных возможностей кино, о его колоссальном будущем», – писал Андрей Тарковский. Режиссер был символом прошлого фестиваля в Выборге – в год, когда ему исполнилось бы 90 лет. Тогда на видеозаставках и баннерах появился кадр из фильма Тарковского «Андрей Рублев».
Традиция помещать на баннеры кадры из культовых фильмов или портреты легенд отечественного кино и тем самым связывать его прошлое и настоящее зародилась на фестивале в Выборге в 2014 году. Тогда «лицом» смотра стала Татьяна Самойлова – точнее ее героиня Вероника из мелодрамы Михаила Калатозова «Летят журавли». В следующем, 2015 году, отмечалось 70-летие Победы в Великой отечественной войне, и символом смотра стал герой Василия Шукшина из драмы Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» Петр Лопахин. Позже с заставок и постеров на фестивальную публику «смотрели» Людмила Гурченко, Сергей Бодров–младший, Ролан Быков, Сергей Параджанов, Юрий Никулин, становились символами и фильмы – например, «Я шагаю по Москве» по сценарию Геннадия Шпаликова.
Выборгский фестиваль изначально полон символизма. Он появился в городе, тесно связанном с кинематографом, в самом конце 1993 года. В то время отечественное кино находилось в кризисе, и несколько видных деятелей – кинорежиссеры Савва Кулиш («Мертвый сезон», «Взлет»), Марлен Хуциев («Весна на Заречной улице», «Был месяц май», «Бесконечность»), Станислав Ростоцкий («Дело было в Пенькове», «Доживем до понедельника», «…А зори здесь тихие», «Белый Бим Черное Ухо»), композитор Микаэл Таривердиев («Судьба резидента», «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или С легким паром!»), продюсер Геворг Нерсисян – решили организовать национальный кинорынок-фестиваль, победители которого получали бы не денежные призы или памятные подарки, а поддержку в прокате при помощи рекламы и средств Госкино РФ, председателем которого был Армен Медведев. В недрах Госкино появилось и название смотра – «Окно в Европу». Оно было вдохновлено пушкинскими строчками из поэмы «Медный всадник». В ней поэт воспел заслуги Петра I, который основал Санкт-Петербург и присоединил Выборг к Российской империи: «Здесь будет город заложен назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно». Название-то напрашивалось – до границы с Финляндией меньше часа езды.
«Мы начинали это дело без всякой надежды на успех. Но если дерево поливать, оно начнет плодоносить», – вспоминал спустя несколько лет после зарождения фестиваля его тогдашний президент Савва Кулиш.
Почва, несомненно, была выбрана благодатная. Самобытный город, в котором, по словам частого гостя первых фестивалей, музыканта Алексея Козлова, царит дух западной северной цивилизации, был очень любим кинематографистами. Здесь почти 40 лет назад Станислав Ростоцкий снимал приключенческое кино про викингов «И на камнях растут деревья», а после оставил съемочные драккары – 24-метровые деревянные ладьи, построенные Петрозаводским судостроительным заводом по образу и подобию знаменитого корабля из Гокстада, – городу. Они 20 лет простояли напротив «Дружбы» – гостиницы, окна которой тоже «смотрят» в Европу. Позже город построил новые ладьи – очень похожие на те, что были у Ростоцкого, но более устойчивые к капризам местной погоды. Так или иначе ладьи неизменно привлекают внимание туристов и в день открытия фестиваля дают начало торжественному шествию к кинотеатру «Выборг», где проходят показы.
Сегодня победителям в конкурсе «Выборгский счет», который появился в 1999 году, вручают «Золотую ладью». Она символизирует те самые драккары Ростоцкого и является данью уважения режиссеру. Внимательные гости фестиваля наверняка замечали, что ладья (не призовая – другая) используется как чаша для специального раствора, в которой оставляют отпечатки своих рук звездные гости. Своя Аллея славы появилась в Выборге в 1998 году. Одними из первых напротив кинотеатра «Выборг» были заложены звезды Вячеслава Тихонова, Георгия Жженова, Алексея Петренко.
Помимо традиционной «Золотой ладьи» лауреатам фестиваля вручается статуэтка в форме замкового окошка, которое грациозно огибает изогнутая в виде паруса кинолента.
«Я тогда занимался художественным оформлением всего фестиваля – декорациями, трибунами, баннерами и т. д. Президентом фестиваля был Савва Кулиш, он руководил творческой частью, мне с ним было очень приятно работать, потому что он был тоже художник и хорошо меня понимал, – рассказывает Борис Бланк, работавший художником-постановщиком на таких картинах, как «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Гори, гори, моя звезда», «Обыкновенная история», «Мой ласковый и нежный зверь», а в последствие ставший режиссером. – Что касается приза, то главная задача была сделать небанально. Все идеи и эскизы шли от меня, а пластическим воплощением занимался скульптор Андрей Налич. Он превращал мои замыслы в конкретику. Надо сказать, что когда скульптор «начинает лепить» порой случаются совершенно неожиданные повороты, относительно первоначального замысла. И мне эти повороты нравились».
«Концепцию этого приза придумали Савва Кулиш, Армен Медведев и Борис Бланк, опираясь на старинный герб Выборга. В те времена даже написание названия города было архаичным – оно начиналось с буквы W а не V, как сейчас. Таким образом, за основу приза создатели взяли герб, ангела, киноленту, а самое главное – «прорубили окно», изобразив центральную часть скульптуры в виде окна, состоящего из четырех отверстий. На фоне этого «перекрестья» была помещена та самая буква W, завершающая композицию. В итоге получилась очень остроумная, лаконичная (при всей своей декоративности) статуэтка. Затем меня привлекли непосредственно к изготовлению этого всего, – рассказывает Андрей Налич. – Моя задача состояла в том, чтобы перевести эскиз, изображенный на простой бумаге шариковой ручкой, в объем. Причем объем должен был быть призовым, плоскостным, с ярко выраженным «лицом». Также не стоит забывать, что вся эта композиция расположена на камне. Статуэтку отливали не из бронзы, а из латуни. Борис тогда хотел, чтобы наш приз был похож на известные мировые призы – выглядел желтым, отполированным, стилизованным под золото. Но таких призов было очень много, поэтому я убедил Бориса, что мы делаем, в первую очередь, художественную вещь, а не декоративную. В конце концов, у нас вышел замечательный приз».
Организаторы смотра всегда глубоко вникали во все детали. Многие креативы придуманы непосредственно ими. В том числе и лозунг Выборгского фестиваля «Российское кино – Прогноз на завтра». Эту фразу Армен Николаевич Медведев предложил в начале нулевых, когда сменил на посту президента фестиваля, безвременно ушедшего Савву Кулиша. Порою кажется, что российское кино, очень чувствительное к происходящему вокруг, так же непредсказуемо, как и северная погода. Но Медведев еще тогда, в нулевых, уточнил, что фестиваль не берет на себя право и ответственность определять этот прогноз, он лишь предоставляет материал для этого прогноза.
В этом году в Выборге вместо приза президента фестиваля будут вручать приз в номинации «Прогноз на завтра. За лучший дебют» имени Армена Медведева. И это тоже очень символично.
Михаил Володин