Российские фестивали активно включают подростковое кино в программы. Что важно не упустить взрослому режиссеру в фильме о подростках?
Мне всегда везло: я попадала в руки режиссерам, которые очень чувственно видят мир подростка и перерастание ребенка во взрослого человека. Его метание, осознание себя, поступков других. Самое главное — не упустить искреннюю энергию человека, его наивность, невинность в глазах, эти маленькие изменения в лице, которые считывают все. Когда режиссер наблюдателен, он привносит в фильм множество интересных, настоящих, жизненных моментов, в которых и весь сок, и вся соль подросткового кино.
Ты играла персонажей примерно своего возраста. Еве, главной героине в «Лгунье», — 17 лет. Алисе из сериала Мещаниновой «Алиса не может ждать» — около 15. Маша в проекте «Сама дура» — тоже подросток. Помогает ли схожесть возрастов войти в роль?
Да, я лучше понимаю обстоятельства, привычные человеку в моем возрасте. В 13 лет — одни переживания, в 15 — другие. Когда герой старше тебя, это намного сложнее и интереснее. Правда, отношения с героиней определяет и сам характер истории. В сценарии может быть какой-то хардкор, и тогда возраст не поможет, необходимо полное погружение в персонажа. Результат зависит от режиссера, актера, общего настроения и подготовки на площадке.
В каждом новом персонаже я нахожу точную частичку себя, когда читаю сценарий. Затем пробую раскрасить совпавшие черты и ярче показать их с точки зрения героини. Это происходит во всех проектах и помогает следовать правильному пути на съемках. Я — хамелеон, быстро меняюсь и всегда разная.
Что тебя зацепило в случае с Евой?
Мне безумно понравилась ее странность — в действиях, поведении, общении с людьми, взгляде на мир, в том, как она взрослеет, как меняется. Она живет максимально не как все. Между мной и Евой сразу возникла химия.
Как начинались твои отношения с героиней?
У нас была экспедиция в Нижний Новгород. Во время таких поездок ты погружаешься в совершенно другой город, в своего персонажа, у тебя новая обстановка и команда. Как только я села в поезд, я уже была Евой. Важно было тонко подойти к ее яркости в эмоциях и отношении к людям, к родным. У нас было магическое, любвеобильное настроение на площадке. Благодаря людям, которые меня окружали, Ева лучше закрепилась во мне. Что-то рождалось в дублях по щелчку. Ева — мое теплое состояние. Я безумно цвела и пахла на съемках. Во мне раскрывалась особая субличность, такая странноватая, со своими интересными таракашками.
Арсений Вейс тоже отмечал любовь, которая царила на съемочной площадке и придавала вам сил. Как это — работать с Юлией?
Нам очень с ней повезло. Юля ценит харизму в человеке. Она находит безумно увлекательных персонажей на пробах. Сразу видит в тебе такую изюминку, которой ни у кого нет. Цепляется за тебя, начинает эту особенность, как косточку маленькую, проращивать. Каждый день на съемках был блаженством. Мы с Арсением были знакомы до «Лгуньи», и когда мы встретились на пробах, сразу поняли, что мы сделаем для фильма все, потому что у нас прекрасные отношения друг с другом. Он изумительный человек, добрейший. Я очень благодарна команде, Юле, оператору Егору Поволоцкому, продюсерам. Всем было по-настоящему приятно творить лгунью и делать ее непохожей ни на кого.
Как думаешь, Ева сохранит свою странность, когда вырастет? Многие взрослые ее теряют.
Она сохранит. Вопреки всему, что у нее происходит, Ева идет собственным путем. Остальным людям это может показаться странным, но Еве мнение окружающих по барабану. Она видит и чувствует все по-другому, и уверенность в собственном мнении, своих желаниях заложена в ней с детства. Она повзрослеет, станет мудрее, но ее сущность не изменится. Интересная Ева, безумная девочка, я влюблялась в нее с каждым днем. Она так красиво раскрывалась, как цветочек, распускалась на съемках.
У кого еще ты хотела бы сняться?
Я думала над этим вопросом и поняла, что для меня главное, чтобы автор был творцом. Если он по-настоящему горит идеей, цунами внутри переворачивает его от страсти к делу, то я доверюсь полностью.
Твоя актерская карьера началась, когда тебе было 13. Популярность растет, проекты прибавляются. В чем ты замечаешь любовь зрителя?
Мне так приятно видеть глаза людей после премьеры. Когда фильм заканчивается, они подходят ко мне и ничего не могут произнести, а на лице — неподдельный интерес, изучение меня. Хочу, чтобы зритель, посмотрев картину, сказал, что она помогла ему. Читаю приятнейшие сообщения в социальных сетях, смотрю видео с нарезками из сериалов, вижу, как человек монтировал, подбирал под бит отрывки. От этих роликов бабочки в животе летают.
На фестивале «Окно в Европу» «Лгунья» вошла в конкурс «Выборгский счет», где зрители выбирают любимый фильм наравне с жюри. Волнителен ли для тебя предстоящий смотр?
Да, есть некоторое волнение, но внутри я уверена, что кому-то этот фильм откликнется, он найдет своего зрителя. Кстати, я сама его еще не видела. Будет безумно интересно понаблюдать за людьми, какими они выйдут. Очень здорово, что и зрители, и жюри оценивают на равных. Я в предвкушении показа.
Полина Арженовскова