Михаил Афанасьевич не меняет профессию: что будет показано в программе «Булгаков. Избранное»

10.08.2024

Стартует программа «Булгаков. Избранное» – специальная ретроспектива кинофестиваля «Окно в Европу», посвященная экранизациям великого русского писателя. Сегодня покажем фильм «Бег» Алова и Наумова, за следующими сеансами – следите в расписании фестиваля. А пока рассказываем о каждом фильме то, что нужно знать до просмотра.

 

Шедевр советского кинематографа «Бег» – двухсерийный эпос о судьбе интеллигенции после поражения Белой армии. Картина создана по мотивам сразу нескольких произведений Булгакова: одноименной пьесы, романа «Белая гвардия» и оперного либретто «Черное море». Драма «Бег», объявленная в 1929 году «антисоветским явлением» за сочувствие русской эмиграции, оставалась на полке до оттепели. После возвращения пьесы на сцену Александр Алов и Владимир Наумов подготовили сценарий к фильму, премьера которого состоялась в 1971 году. Экранизация стала одной из первых булгаковских адаптаций в СССР, попала на Каннский фестиваль и собрала почти двадцать миллионов зрителей в первый год проката. 

Действие разворачивается в 1920 году, на закате Гражданской войны. Наступление Красной армии в Крыму вынуждает русских интеллигентов уехать в Константинополь, где они остаются без средств к существованию. В эмиграции оказываются супруга министра торговли Серафима Корзухина, генерал Чарнота и его полковая жена Люська, а также приват-доцент Голубков, помешавшийся генерал Хлудов и другие представители высшего света. Надежда на спасение и попытки обрести новую жизнь приводят героев в Париж. 

Пьеса «Бег» включает в себя восемь «снов», поэтому и в фильме особое внимание уделено вещим сновидениям Хлудова. Мотив грез был отражен в первоначальном заглавии сценария – «Сны о России». Съемки фильма проходили в том числе в Турции и во Франции. Консультантом картины выступила Елена Булгакова, третья жена и муза писателя. Подбирая актеров, режиссеры искали лица, соответствовавшие мрачности и трагизму времени. В фильме сыграли Людмила Савельева, Алексей Баталов, Михаил Ульянов, Евгений Евстигнеев, Татьяна Ткач и Владислав Дворжецкий, для которого роль стала дебютной. Позднее Евстигнеев станет профессором Преображенским в другой булгаковской экранизации, «Собачье сердце». 

Комедия «Иван Васильевич меняет профессию» впервые была показана в 1973 году, и с тех пор ее главный герой стал завсегдатаем телеэкранов во время новогодних праздников. В основу фильма Леонида Гайдая легла пьеса Булгакова «Иван Васильевич», которой тематически предшествовала более гротескная антиутопия «Блаженство». Согласно сюжету оригинала, инженер Николай Тимофеев изобретает машину времени и провоцирует историческую рокировку: московский управдом Бунша вместе с вором-рецидивистом Жоржем Милославским отправляются в XVI век, а Иван Грозный оказывается в XX столетии. Пьеса долгое время оставалась под запретом. 

Гайдай перенес действие из 1930-х в 1970-е, сделал инженером популярного персонажа Шурика в исполнении Александра Демьяненко и насытил сюжет песнями. Главные роли также сыграли Юрий Яковлев, Леонид Куравлев и Савелий Крамаров. Кстати, Буншей сначала должен был стать Юрий Никулин, в пробах также участвовал Евгений Евстигнеев. Сценарий к фильму Гайдай написал в соавторстве с Владленом Бахновым, с которым они вместе работали над «Двенадцатью стульями». Из этого же проекта пришел и оператор Сергей Полуянов. 

Помимо популярной версии, существует также короткометражная, 12-минутная картина «Черные перчатки», стилизованная Гайдаем под немое кино. Центральной фигурой в этом варианте выступил жулик Милославский. 

Роман «Мастер и Маргарита» всегда сопротивляется режиссерам. Масштабный, разножанровый роман в романе в советское время требовал не только большого бюджета, но и особых бюрократических тяжб. За экранизацию брались Эльдар Рязанов, Элем Климов, Владимир Наумов –– их попытки закончились неудачей, об этом ходит множество красочных легенд. Версия Юрия Кары, снятая в 1994 году, увидела свет только 17 лет спустя. В середине нулевых вышла многосерийная картина Владимира Бортко, режиссера «Собачьего сердца», но публика встретила работу холодно. Последний фильм по мотивам романа, снятый Михаилом Локшиным, вышел в этом году и стал кассовым хитом. 

На экране – альтернативная Москва 1930-х годов, столица зла. Мастер страдает от советских цензоров и критиков, терпит отмену своей постановки и исключение из Союза писателей. Вопреки гнету он работает над своим главным романом. Его спутница и почти мифическая муза – Маргарита. Параллельно развивается история Пилата и Иешуа. А около Патриарших прудов по-прежнему бродит свита Воланда. Главные сюжетные линии остались на месте, как и ключевые события: смерть Берлиоза, суд над Га-Ноцри, инфернальные фокусы в варьете, бал Сатаны. Но при этом фабула была изменена настолько, что фильм стал в меньшей степени экранизацией и в большей – биографией Булгакова, изложенной максимально творчески и свободно.  

Главных героев сыграли супруги Евгений Цыганов и Юлия Снигирь. Роль Воланда исполнил немец Аугуст Диль, а Понтия Пилата – датчанин Клас Банг. Кота Бегемота воплотил породистый мейн-кун Кеша в озвучке Юры Борисова. 

Премьера «Собачьего сердца» состоялась в 1988-м, спустя год после первой официальной публикации произведения в советском журнале «Знамя». Двухсерийная экранизация Владимира Бортко включает не только одноименную повесть Булгакова, но и образы из других работ: «Роковые яйца», «Мадмазель Жанна», «Спиритический сеанс», «Золотые корреспонденции Ферапонта Ферапонтовича Капорцева». Сценарий к адаптации всего за неделю написала Наталья Бортко, супруга режиссера. 

1924 год. По московским улицам бродит пес Шарик. Возле магазина «Главрыба» его подбирает профессор Преображенский и приводит в свою семикомнатную квартиру. Пока Шарик осваивается, к новому хозяину приходят члены домкома во главе со Швондером по делу об «уплотнении» жилья. Профессор начинает подготовку к научному эксперименту. Во время операции он пересаживает собаке человеческий гипофиз. Постепенно пес превращается в человека, произносит первые слова, и бродяжка становится гражданином Шариковым. Однако успех эксперимента длится недолго: бывшее животное оказывается хамом и невеждой. 

Полиграфа Полиграфовича Шарикова воплотил еще неизвестный тогда Владимир Толоконников. Его четвероногим двойником стал милицейский пес Карай, для образа обмазанный желатином. Роль Преображенского исполнил Евгений Евстигнеев. Пореволюционную Москву снимали в Ленинграде. Оператором выступил Юрий Шайгарданов. Фильм был снят на черно-белую пленку, но напечатан на цветном позитиве, отчего обрел сепийный оттенок. Музыку написали композитор Владимир Дашкевич, работавший над звуком в фильмах Масленникова о Шерлоке Холмсе, и поэт Юлий Ким. 

Фильм «Морфий» по мотивам автобиографических произведений Булгакова – одна из последних работ Алексея Балабанова. Действие происходит в 1917 году и поделено на новеллы. Молодой, неопытный доктор Михаил Поляков становится земским врачом в сельской больнице. Он сталкивается с первыми сложными пациентами, учится на ходу, но успешно справляется со многими операциями. Эти эпизоды Балабанов снимает особенно натуралистично. Приняв однажды морфий как обезболивающее, герой вскоре не может продержаться и дня без дозы. Его наркотическая зависимость губит и окружающих. Трагический конец фильма контрастно усиливается смехом зрителей, смотрящих немую комедию в кинотеатре. 

Фильм задумывался как режиссерский дебют Сергея Бодрова-младшего. В 90-е тот написал сценарий с опорой на одноименный рассказ и цикл «Записки юного врача» и должен был сыграть доктора Полякова. После гибели Бодрова экранизацию закончил Балабанов. Роль врача досталась Леониду Бичевину, медсестры Анны – Ингеборге Дапкунайте, фельдшера – Андрею Панину. Премьера состоялась в 2008 году. 

 

 


Другие новости

Все новости

Учредитель

При поддержке

Партнёры