Первой картиной программы стала «Жизнь Анатолия Гребнева» о нелегком творческом и жизненном пути советского сценариста и драматурга, написавшего сценарии к фильмам «Июльский дождь» Марлена Хуциева, «Дневник директора школы» Бориса Фрумина, «Частная жизнь» Юлия Райзмана и многим другим.
А сегодня состоится показ фильмов «Тени за кадром» Ивана Батурина и «Лора» Натальи Александровой.
Первая работа посвящена легендарному тандему художников-постановщиков «Мосфильма» Людмиле Кусаковой и Михаилу Карташову. За ее плечами картины Карена Шахназарова, Марка Захарова и многих других режиссеров. За его – сотрудничество с Александром Столпером, Евгением Ташковым, Аллой Суриковой. Режиссер Иван Батурин работает в особом виде кино – анимадоке, где документальная история рассказывается средствами анимации, а сцены из прошлого оживают в картинках.
Второй фильм рассказывает о Лоре Гуэрре, музе и жене легендарного сценариста, художника и поэта Тонино Гуэрры, работавшего с Федерико Феллини, Андреем Тарковским, Микеланджело Антониони, братьями Тавиани, Джузеппе Де Сантисом. Создатель картины Наталья Александрова погружается в глубины биографии семейного тандема, выводя портрет не только прославленной женщины, но и всей эпохи.
Сегодня же покажут «Архитектор: история Алексея Германа и его фильмов». Туда вошли архивные кадры со съемок его последней работы «Трудно быть богом», многие из которых были продемонстрированы широкой публике впервые. Они соседствуют с рассуждениями соратников и близких людей о творческой биографии Германа. Одним из создателей картины выступил сын режиссера, Алексей Герман младший, он также появляется в кадре как один из рассказчиков. Помимо него воспоминаниями о кинематографисте делятся актер Леонид Ярмольник, оператор Юрий Клименко, киновед Наум Клейман и многие другие.
Следующий фильм программы (12 августа; 14:00) станет «Улыбнись!» историка кино и режиссера Марианны Киреевой. Картина исследует противоречивую фигуру Фридриха Эрмлера, одного из мэтров советского кино, создателя фильмов «Дом в сугробах», «Обломок империи», «Великий гражданин» - и позднего шедевра «Перед судом истории». В докудраме Киреевой смешиваются игра и реальность, а рассказчиком и голосом Эрмлера стал прославленный историк кино Евгений Яковлевич Марголит, который также выступил главным консультантом фильма.
Фильм «Алексей Балабанов. Послесловие» (13 августа; 14:00) режиссера Константина Смилги был выпущен через десять лет после смерти одного из самых известных и любимых как публикой, так и критикой режиссеров страны. Картина смонтирована из интервью с кинематографистом и часто сбивается на пронзительные и интимные монологи Балабанова. Таким его мало кто видел. В кадре, прежде всего, не режиссер «Брата», «Груза 200» или «Жмурок», а непростой и интересный человек.
Тема Балабанова отчасти получает продолжение в картине Сергея Ландо «Сергей Астахов, или Механика киноискусства» (14 августа; 14:00). Фильм-портрет про оператора-постановщика, за плечами которого, помимо дилогии «Брат», такие картины как: «Влюблен по собственному желанию», «Война», «Сердце Пармы» и многие другие. Неоднократный участник фестиваля «Окно в Европу», Ландо показывает Астахова в различных средах: на съемках и в быту. При этом везде передавая необычайное обаяние своего героя.
«Операторскую» тему продолжит, и завершит программу «Кино о кино», «Директор фотографии» (14 августа; 16:00) режиссера Александра Носовского. Опытный оператор Носовский снял своеобразное посвящение всем своим коллегам, которые находятся по ту сторону кадра. Фильм состоит из интервью с прославленными мастерами цеха: Геннадием Карюком – постоянным оператором Киры Муратовой, упомянутым Сергеем Астаховым, Олегом Лукичевым, работавшем с Алексеем Германом младшим и Валерией Гай Германикой, обладателем премии ТЭФИ Владимиром Баштой. Кинематографисты раскрываются перед своим коллегой не просто как профессионалы своего дела, но и как неординарные личности.