От отшельника в горах до дочери капитана-подводника: в Выборге начался показ анимационного конкурса

05.08.2023

Мы попросили режиссеров-аниматоров рассказать о своих работах и о скрытых смыслах, которые они в них вложили.

 

«Скамейка», режиссер Вера Павлова

Я не склонна как-то категорично формулировать свое авторское кредо. Для фильма «Скамейка» я ставила себе задачу рассказать понятную всем историю, где-то рассмешить, чем-то удивить. Словом, попробовать разные приемы из режиссерского арсенала. Но я надеюсь, что вскоре начну работу над дебютным фильмом, – для него я выбрала иные жанр, интонацию, технику и образы, которые, вероятнее всего, будут близки далеко не каждому зрителю. Возможность высказаться в собственной манере – сегодня мой приоритет, однако не исключаю, что в будущем я захочу обратиться к широкой аудитории, если того потребуют волнующие меня темы.

Фильм «Скамейка» я сняла в рамках курса режиссуры авторской анимации на «Союзмультфильме», в мастерской Игоря Ковалева. Предполагалось, что каждый из студентов снимет работу длиной около минуты, однако мало кто выполнил поставленную задачу – большая часть фильмов значительно превысила тайминг. Я полагаю, в этом стоит винить нашу неопытность, а еще чрезмерную мягкость нашего мастера. Интересно, что первоначально я собиралась снимать совершенно другую историю. Но, проделав всю подготовительную работу, поняла, что фильм потребует участия нескольких профессионалов, – у меня такого ресурса не было. Слава богу, на занятиях по режиссуре и драматургии мы обсуждали множество потенциальных сюжетов, поэтому мне было из чего выбрать новую историю.

Старички на дворовой скамейке, полные энергии, оптимизма, а порой и хулиганского задора, – уходящая натура, которую я не хочу забывать, она тесно вплетена в мою жизнь.

 

«На глубине», режиссер Лиза Старикова

Я хочу разговаривать со всеми зрителями о том, что меня волнует, и всегда стараюсь искать понятные образы в анимации. Но вероятно, что у меня все равно получается авторская подача, потому что я работаю именно из себя, из своего восприятия. Обычно еще на этапе создания фильма я проверяю на близких: понятны ли им мои мысли, то, что я говорю? И вроде бы получается. И мне кажется, что зрители этого фильма по большей части все правильно интерпретируют. Наша анимация – без диалогов, немая, она держится на художественных образах, пластике, но, если смотреть кино внимательно, то все считывается.

Я давно задумала сделать кино про взаимоотношения отца и дочери, но в процессе работы эта тема разрослась. Мы работали над историей вместе со сценаристкой Лизой Цыгановой. Многое взяли из личного опыта – мы рассказывали друг другу про своих отцов, беседовали с разными знакомыми, и из чужих историй тоже брали какие-то детали, моменты, ситуации. Конфликт в мультфильме, конечно, придуманный, но мне кажется, что он все равно откликается многим.

 

«Дичь», режиссер Сауле Матвиенко

Для меня анимация – саморефлексия, которая помогает искать в зрителе родственную душу, хотя бы на время хронометража фильма.

Этот фильм был сделан в рамках интенсива, где в поисках сюжета нужно было выбрать одно свое яркое воспоминание. Но в тот момент я поняла, что про себя делать не очень интересно, поэтому взяла историю своего отца, произошедшую с ним в еще в молодости.

 

«Ступени», режиссеры Татьяна и Марина Мошковы

Для нас анимация в первую очередь – средство авторского выражения. Но ведь говорить о важных вещах можно и с широкой аудиторией на внятном и доступном для нее языке. В нашем авторском кино мы всегда стремимся заложить содержательное высказывание или осмысленную историю, которая может быть интерпретирована зрителем независимо от его опыта. Наша цель – позволить каждому зрителю найти собственное восприятие и смысл в произведениях, которые мы создаем. Если наше кино действительно доходит до сердец зрителей и вызывает у них яркие эмоции, для нас это главная награда и мотивация для творчества.

Работа над фильмом «Ступени» продолжалась больше года, но сама идея появилась у нас еще 12 лет назад.

Сюжет родился, когда мы в студенческие годы побывали в Италии, в старинном городе Матера, где проходил кинофестиваль-лаборатория, во время которого нужно было снимать фильмы для участия в конкурсе. Так как город построен на скале, каждый день нам приходилось спускаться-подниматься по ступеням. Это и вдохновило нас на историю о монахе, живущем в монастыре наверху города, которому однажды приходится спуститься на самый низ.

Для участия в фестивале мы за неделю сделали черновую анимацию, и в итоге наша история победила в конкурсе. С тех пор у нас всегда было желание как-нибудь вернуться к этой идее, чтобы ее доработать и сделать этот фильм «на чистовик». Спустя много лет все сложилось благодаря студии «Шар».

 


Другие новости

Все новости

Учредитель

При поддержке

Партнёры