Мы попросили режиссеров рассказать о том, как они выбирали своих героев.
Этот фильм – своего рода продолжение предыдущих работ («Тени твоего детства» и «Трудно быть другом») про мою маленькую дочь Стефанию. Все три фильма объединены темой познания и восприятия мира ребенком. Наблюдая этот таинственный процесс с минимальной дистанции, внутри своей семьи, я не мог не попытаться отразить его в своем творчестве, найти подходящие художественные формы для этого документального действия.
Этот фильм посвящен творчеству ребенка, эстетическому восприятию цвета и формы, а также первому этическому суждению о мире через придумывание сказочной Фиолетовой страны.
Новая реальность, в которой мы существуем, так или иначе, проникает и в нашу довольно изолированную дачную жизнь, находя отражение и в сказочном мире детского воображения.
Я понял, что хочу показать молодого человека, который начинает новую жизнь после возвращения с передовой. Как следствие, моим новым желанием стало изучение психологии молодого поколения. Я начал искать своего героя в интернете – группах помощи вернувшимся с фронта, чатах матерей, которые разыскивают своих сыновей. Я нашел множество интересных героев, но все они боялись быть причастными к фильму, который я задумал. Тогда я начал сотрудничать с Министерством социальной защиты, которое помогло мне в поиске моего героя.
Важнее всего для меня было приблизиться к правде героя – человека, который сейчас видит спокойное небо, а до этого видел ад. Этот фильм не должен быть связан с той или иной стороной, он должен выражать драму человека, который мог оказаться на любой из этих сторон.
Поначалу я приходил к своему герою в госпиталь, и мы просто общались. Когда Никите пришел протез, мы начали прогуливаться по вечерам. В один из первых таких вечеров я пришел с камерой. Так начались съемки фильма «Дивный мир».
Вторым этапом был выход Никиты из госпиталя и мое знакомство с его родственниками. Это деревенская семья, живущая в одном доме с 8–10 детьми в городе Щекино. Меня приняли хорошо, потому что я родился в Туле, а это административный центр области, в которой они живут.
Надо сказать, что изначально я готовился к съемкам другого фильма – связанного с Дагестаном. Я автоматически пытался продолжить разработку своей темы, но вскоре понял, что в настоящее время это для меня невозможно. Мне казалось, что я буду нечестным человеком, если стану снимать фильм на отвлеченную тему, закрывая глаза на исторические события, которые разворачиваются прямо у меня на глазах. Я начал разрабатывать новую тему. Я пытался понять, каких именно героев искать и как их показывать. Мне стал интересен отпечаток, который война накладывает на всю последующую жизнь ее участника или свидетеля. В своем фильме я стремился к правде, которая рассказывает о реальном посттравматическом синдроме молодого поколения, которое сейчас будет возвращаться с передовой.
Мой герой сам пришел ко мне. Художник Виктор Иванов работал со мной на «Ленфильме» и в 2010 году предложил мне делать с ним мультипликационный фильм. Естественно, на энтузиазме, денег на эту затею не было совсем. Потом Вити не стало, и мультфильм я доделывал без него.
Эта работа стала для Виктора своеобразным последним посланием близким. Вот я и решил рассказать о своем друге Викторе Иванове, в жизни которого отразились особенности существования художника, да и просто обычного маленького человека, интеллигентного обывателя, к которым я и себя причисляю, (здесь это слово не несет отрицательного контекста) в перестроечный период.
В основу картины легли тот самый последний мультфильм и рассказы ленфильмовских знакомых Виктора. Осмыслить прожитые судьбоносные не только для «Ленфильма», но и для всей страны годы, как говорится, сам бог велел. Почему это не было сделано раньше? Ну, во-первых, мы это осмысление предложили зрителю в своем мультфильме задолго до сегодняшних дней. Во-вторых, смысл больших событий до времени скрыт от глаз обывателя и становится явным спустя десятилетия. И еще, наша история складывается из судеб миллионов маленьких людей. Пренебрежение ими обычно имеет печальные последствия. Так что наш фильм, надеюсь, еще долго будет актуален.