Мы попросили режиссеров рассказать о том, как они выбирали своих героев.
Показ состоится 8 августа в 11:30
Фильм «Город золотой» погружает нас в удивительное время. Это Советский Союз начала 1970-х годов. Люди старшего поколения помнят, что однажды, неведомо откуда, в магазинах появилась пластинка под названием «Лютневая музыка XVI–XVII веков». Она стала невероятно популярной и была в каждой советской семье. Это было настолько мощным духовным явлением, что люди, слушая эту музыку, погружались в совершенно удивительные миры, впадали в параллельные состояния сознания. В ней не было никакой идеологической составляющей, к присутствию которой все привыкли. Эффект от пластинки был совершенно ошеломительный. Не говоря уже о том, что на мелодию, которая звучит на этой пластинке, была написана самая известная баллада «Над небом голубым» на стихи Анри Волохонского. Ее пели Алексей Хвостенко, Борис Гребенщиков и много кто еще. А ария «Аве Мария» и сейчас исполняется всеми самыми известными мировыми оперными певцами.
И вдруг в 1990-е годы выяснилось, что все это мистификация, а музыка была написана не композиторами эпохи Возрождения, а самоучкой-гитаристом Владимиром Вавиловым. Он скрыл свое имя, пожертвовав им, ведь иначе такую пластинку в начале 1970-х годов не пропустила бы цензура. Эта мистификация и эти исторические пласты и стали основой нашей картины.
В качестве эксперта выступил Андрей «Рюша» Решетин. Это известный музыкант и скрипач, исследователь музыки и языка эпохи барокко. Он не только рассказывает историю пластинки, но и рассуждает о волшебстве музыки, ее воздействии на человека – на его душу, сердце и внутренний объем. Мне кажется, что подобные рассуждения должны звучать в современном мире, которому зачастую не хватает смыслов, в которых нуждается человек. Об этом наш фильм.
Показ состоится 9 августа в 11:30
У меня зазвонил телефон. С этого, собственно, все и началось. Незнакомый женский голос тараторил, что к ним в школу на встречу с детьми приходила женщина, с которой я обязательно должна познакомиться. Я была поражена той гамме чувств, с которой женщина пыталась убедить меня о встрече. В этом голосе было все: огромная заинтересованность, волнение, надежда, и уже через несколько минут я понимала, что отказать ей не смогу. Через несколько дней мы с Аллой (так зовут мою новую знакомую) оказались в маленькой квартирке на окраине Ярославля. Нас встретила красивая, даже в 90 лет, и обаятельная женщина. Питерская интеллигентка Галина Афанасьевна Титова (урожденная Дернова).
Великолепная рассказчица, она помнит все до малейших подробностей. В довоенные годы Галя Дернова жила с родителями, братиками и бабушкой в Ленинграде. С первых дней войны мама, учительница, уезжала рыть окопы. Галина Афанасьевна вспоминает буржуйку – одну на всю семью и постоянное чувство голода, к которому невозможно было привыкнуть.
Мама и бабушка таяли на глазах, братишки болели, а Галя, как только начинало светать, отправлялась за хлебом и баландой – серой массой из сенной муки и крахмала. Трудно представить, через что ей, 10-летней девочке с Выборгской стороны, пришлось пройти.
Галю и ее братиков, 5-летнего Сережу и 3-летнего Толю, приписали к детскому саду – там находились три их карточки. У каждого, кто пережил блокаду, был свой спаситель. У Гали и ее братьев – это повар Вера Васильевна. Об этом мы рассказали в нашем первом фильме «Страдая сострадаю».
Девочка выжила. Потому что ей нельзя было умереть. Надо было заботиться о братьях. Наш фильм «Тоньше жизни нити не бывает» посвящен судьбам детей, эвакуированных из осажденного Ленинграда. Пережив многочисленные страдания, они попадают на Ярославскую землю. За счет колхозов там были созданы детские дома для ленинградских детей. Мало осталось очевидцев тех событий. Ярославская земля стала для них родиной спасения!
Мы предлагаем людям еще раз взглянуть на наше неоднозначное прошлое, полное трагических событий. Продолжают ли люди хранить память о страшных днях? Нет, к сожалению, все забывается. Очевидцев тех ужасающих событий остается все меньше. Говорят, что поезда, подходившие к станции на «большой земле», не свистели, а гудели протяжно, словно извиняясь, что не всех удалось довезти живыми. Дети, обычные дети, которым хотелось прыгать, бегать и играть, едва могли двигаться – словно старики. Из вагонов выносили маленьких истощенных ленинградцев. До сих пор они помнят ощущение постоянного голода и слабости. Многие маленькие дети не могли назвать своих фамилий и навеки потеряли своих родных. Глядя на оголодавших, осиротевших, оставшихся без родителей детей, люди ревели от бессилия и жалости. Всех вымыли, переодели, остригли наголо, а одежду сожгли – дети завшивели. За счет колхозов были созданы детские дома, в которых воспитывались сотни детей-сирот. Брали и в семьи на воспитание, усыновляли, хотя самим трудно жилось.
Любая война разрушает судьбы, превращает людей в несчастных жертв обстоятельств. Негодяи были всегда. Никуда они не подевались и во время войны.
Мы узнали, как погибших детей снимали с поездов на станциях, грузили на подводы и увозили, чтобы похоронить в братских могилах на сельских кладбищах. Неужели дети, выстрадавшие в войну так много горя и потрясений, до сих пор не достойны памяти и внимания? В телеге с наращенными бортами, прикрытой брезентом, возчики на лошади привозили ночами детские тела. Без гробов и «церемоний», часто без одежды, маленькие тела сбрасывались в большие общие могилы. Об этих братских могилах известно очень мало. Единственный памятник маленьким блокадникам был создан недавно – учениками ярославской школы. В течение пяти лет краеведы вели поисковую работу. Опрашивая очевидцев, они нашли места массового захоронения детей, умерших после эвакуации из Ленинграда, и решили на этом месте поставить памятник детям блокадного города.
Героиня нашего фильма Галина Афанасьевна искренне надеялась, что никто и никогда с этим больше не столкнется и что в нашей стране больше никогда не будет войн. Она пронесла боль войны через всю свою жизнь. Понимает, насколько важно рассказать как можно большему числу людей о забытой истории. Это бесценная живая память о мужестве и человечности, которую необходимо хранить и передавать из поколения в поколение. Свидетельства очевидцев – это наиболее яркий и достоверный исторический документ.
Светлая память всем тем ребятишкам и всем-всем, кто не дожил до снятия блокады, кто не праздновал победу. Фильм «Тоньше жизни нити не бывает» – продолжение цикла фильмов о блокадном Ленинграде, судьбах детей и людей.
Наша Галина Афанасьевна закончила педагогический институт, вышла замуж и стала женой героя войны, а впоследствии – первого секретаря Любимского райкома партии. Помнит «хрущевскую кукурузную историю», когда председатели колхозов отдавали свои партийные билеты, чтобы не сажать кукурузу. Рассказывает о том, как мужу пришлось подставить священника, чтобы закрыть храм в Любиме, подвести его под суд, на котором он был оправдан, и односельчане вынесли его из зала суда на руках. Галине Афанасиевне удалось встретиться с ним и попросить прощение за своего мужа, который явился невольным виновником этой истории.
История семьи Дерновых – это задумка на три фильма. Эта фамилия была особо известна и почитаема в Питере, Вятке, Ярославле. Люди, составившие педагогическую династию, внесшие незаменимый вклад в развитие отечественного образования. Защищая и отстаивая свою веру, они занимались преподавательской деятельностью в различных учебных заведениях. «О древе можно судить по его плодам, все благое, что было в предках, воплотилось и в его потомках». Потомков Дерновых и сейчас связывают не только родственные узы, но и их профессиональная педагогическая деятельность. Есть и другие имена Дерновых, имена, которые долгое время оставались вне поля зрения специалистов, краеведов. Выражаем признательность Галине Афанасьевне, которая доверила нам свою историю жизни, воспоминания и переживания.