Первое, что меня заинтересовало в контексте «Подростков», – это ваш, как режиссера, резкий переход от хорроров (хотя «Пищеблок» и работает с похожей эстетикой ностальгии и темой подростков ) к истории взросления, да ещё и мюзиклу. Как вы пришли к этому?
Сценарий пролежал у меня на полке десять лет. Я всегда хотел сделать эту историю, и вот обстоятельства сложились, появилась такая возможность. Не сказал бы, что тут некий слом: делал хорроры, а потом раз – и взялся за что-то другое. Просто как-то само всё в эту сторону пошло.
У этой истории есть автобиографические черты, или она полностью, что называется, «из головы»?
В подростковом возрасте у меня была плюс-минус похожая история, связанная с угоном автомобиля, но большая часть – чистый вымысел. Так что можно сказать, что, кроме «Москвича», там ничего автобиографического нет.
Очевидно, что сеттинг был выбран неслучайно. В картине чувствуется рефлексия на тему чеченской военной кампании. Почему вы поместили своих героев именно в это время?
Контекст Чечни – дань тому времени, важный эпизод той эпохи. Я не закладывал его специально. Скорее, эта деталь возникла как очевидный аспект жизни российского общества середины 90-х годов. И потом, в конце 90-х я и сам был подростком. У меня сложилось личное представление о тех годах.
У «Подростков» рамочная конструкция – картина начинается и заканчивается как бы от лица рассказчика. В чём нагрузка этого приёма? Может быть, это способ отделить себя как автора от своих героев?
Наш герой живёт в не очень благоприятное время. Тогда легко было соскочить с правильного пути, попасть в плохую компанию и закончить свою жизнь нехорошо. Мы застаём героя в точке выбора. Каким путем он пойдет? Сорвётся или использует это сложное время как скачок для личностного роста, попробует стать кем-то, найдёт свою дорогу? Герой через выбор делает переход от одного состояния к другому (взрослому). Мы и выбрали такую форму повествования, чтобы как-то отчертить этот момент.
Картина буквально залита светом. Интересна ваша интерпретация – это отражение внутреннего мира героев, где свет исходит от них самих, или это банальная ассоциация с летом?
С Тёмой Емельяновым, оператором, мы долго обсуждали, каким может быть этот фильм. Мы сошлись в ощущении, что кино о юности, первых потрясениях, влюбленности должно быть ярким. Когда ты подросток, каждый новый день воспринимается как сильное эмоциональное открытие. С возрастом это проходит, дни «устаканиваются», становятся похожи один на другой. А в юности всё кажется новым. У многих, с кем я разговаривал, воспоминания о детстве, юности визуально очень светлые. Как будто ты выбегаешь из тёмного подъезда – и свет заливает тебе глаза.
Мюзикл – вещь специфическая, особенно в плане производства. Как вы адаптировались к условностям жанра?
В «Пищеблоке» у меня было несколько музыкальных номеров, созданных на грани с мюзиклом. И уже тогда мне показалось интересным сделать киномюзикл. Музыка в нашем фильме передаёт особое настроение, она – срез эпохи. Все песни, которые звучат в картине, написаны до 99-го года. Нам очень повезло с композитором, Dj Грув не понаслышке знает о музыке 90-х, он был очень популярен в то время – нам было вдвойне интереснее работать. Если яркие краски в фильме – визуальное ощущение юности, то песни – точно звуковое.
Режиссёры, снимающие кино о подростках, часто рассказывают о долгих, изматывающих кастингах. В таком кино всегда важно найти новые, не примелькавшиеся лица. Как это было у вас?
Набирать молодых артистов – очень кропотливый процесс. Нужно быть готовым к большим, потоковым кастингам, когда чтобы подобрать на роль одного, нужно просмотреть сто пятьдесят других кандидатов. «Подростки» не стали исключением. Не скрою, мы долго искали главных героев. Но я люблю работать с совершенно новыми актерами, находить их. Открытия, пробы – это же всегда интересно!
А с более опытными артистами – Лядовой и Кологривым – сразу было понятно, что они появятся у вас?
Я принадлежу к категории режиссеров, у которых если однажды что-то сложилось с артистом, то потом им всегда интересно находить для него что-то новое. С Никитой я работал на «Пищеблоке». Мне очень нравится этот артист, и я сразу подумал, что эта роль для него. Насчет Лены Лядовой – мы отправили сценарий только ей. Потом встретились, поговорили, она сказала: «Я, конечно, волнуюсь петь, но давай попробуем». И она спела замечательно! Тимофея Трибунцева я тоже сразу пригласил.
Суммирующий вопрос, в контексте вашего творческого пути. Вы задумывали мюзикл, и вы его сделали. Есть ли еще какой-то новый жанр, в котором вам бы хотелось поработать?
Есть! Давно мечтаю снять фантастическое кино. Надеюсь, что и это когда-нибудь сложится.
Никита Третьяк