О начале работы на студии Горького:
«Раньше мы заканчивали ВГИК, и нас распределяли. Мой мастер Ефим Дзиган сказал, что мне надо снимать комедии. Я пришел на «Мосфильм» к Данелии с историей по Киру Булычеву снимать свой комедийный диплом. Но его все не снимали и не снимали. Иду как-то по студии Горького, встречаю режиссера Юрия Егорова, он говорит: «Приходи к нам, мы тебя запустим». Я принес историю по Хармсу – не приняли, потом Юрия Сотника, детского писателя – тоже нет. Затем меня вызывает к себе легендарная Татьяна Лиознова и спрашивает: «Есть сценарий, будете снимать?». Я сразу согласился, не прочитав. Но он оказался проблемным: мне предстояло работать с 18-ю бармалеями, детьми-актерами. Из публичного дома на площадке мы сделали детский сад».
О гениальности:
«Вакантного места для гения быть не может. Гений – это всегда что-то новое, неожиданное».
О работе в детском кино:
«Нельзя писать детское кино универсально. Дети – это отдельные зоны понимания жизни, сначала – от 5 до 9 лет, потом от 9 до 12 и так далее. У меня нет для вас хороших книг по методике работе с детьми. Детский режиссер – в первую очередь, психолог, который каждый раз разрабатывает свою методику».
О вдохновении:
«Кино без вдохновения – невозможно. Это главная составляющая режиссерской профессии. Ты должен соединиться с каждом членом группы, передать им свою энергию. И эта энергия, это вдохновение потом уже передается зрителю через экран».
О Кристиане Бэйле:
Я четыре дня в Лондоне сидел в номере и провел пробы с огромным количеством детей. Выбрал 30 детей, тех, которые играли в этюдах с полной импровизацией. Затем их осталось 18. А найти надо было двоих. В итоге остался Кристиан Бейл – сейчас мировая звезда, потрясающий актер. Он уже тогда был вдумчивым и очень трогательным мальчиком».
О своем фильме «Смотри на меня» (программа «Осенние премьеры»):
«Многие режиссеры хотят снять свой «Амаркорд». Это всегда что-то очень личное. В данном фильме мне хотелось пропеть гимн моей матери. Сценарий написан Андреем Кончаловским. Он хорошо знал мою маму, мы жили на одной лестничной клетке. В финальном тексте было 80% реальных вещей, 20% – его авторских придумок».
Видеоверсию встречи смотрите здесь: