Владимир Грамматиков: «Детский режиссер – в первую очередь, психолог»

14.08.2024

Владимир Грамматиков – легендарный советский режиссер. Именно в его бытность художественным руководителем Disney Россия был запущен проект «Последний богатырь» и начался расцвет русский киносказки. Плюс он снимал еще ребенком Кристиана Бэйла, задолго до того, как он стал суперзвездой. И ничего удивительного, что на фестивале «Окно в Европу» Грамматиков рассказывал именно про детское кино.

О начале работы на студии Горького:

«Раньше мы заканчивали ВГИК, и нас распределяли. Мой мастер Ефим Дзиган сказал, что мне надо снимать комедии. Я пришел на «Мосфильм» к Данелии с историей по Киру Булычеву снимать свой комедийный диплом. Но его все не снимали и не снимали. Иду как-то по студии Горького, встречаю режиссера Юрия Егорова, он говорит: «Приходи к нам, мы тебя запустим». Я принес историю по Хармсу – не приняли, потом Юрия Сотника, детского писателя – тоже нет. Затем меня вызывает к себе легендарная Татьяна Лиознова и спрашивает: «Есть сценарий, будете снимать?». Я сразу согласился, не прочитав. Но он оказался проблемным: мне предстояло работать с 18-ю бармалеями, детьми-актерами. Из публичного дома на площадке мы сделали детский сад».

О гениальности:

«Вакантного места для гения быть не может. Гений – это всегда что-то новое, неожиданное».

О работе в детском кино:

«Нельзя писать детское кино универсально. Дети – это отдельные зоны понимания жизни, сначала – от 5 до 9 лет, потом от 9 до 12 и так далее. У меня нет для вас хороших книг по методике работе с детьми. Детский режиссер – в первую очередь, психолог, который каждый раз разрабатывает свою методику».                                                                                            

О вдохновении:                                                                                                           

«Кино без вдохновения – невозможно. Это главная составляющая режиссерской профессии. Ты должен соединиться с каждом членом группы, передать им свою энергию. И эта энергия, это вдохновение потом уже передается зрителю через экран».

О Кристиане Бэйле:

Я четыре дня в Лондоне сидел в номере и провел пробы с огромным количеством детей. Выбрал 30 детей, тех, которые играли в этюдах с полной импровизацией. Затем их осталось 18. А найти надо было двоих. В итоге остался Кристиан Бейл – сейчас мировая звезда, потрясающий актер. Он уже тогда был вдумчивым и очень трогательным мальчиком».

О своем фильме «Смотри на меня» (программа «Осенние премьеры»):

«Многие режиссеры хотят снять свой «Амаркорд». Это всегда что-то очень личное. В данном фильме мне хотелось пропеть гимн моей матери. Сценарий написан Андреем Кончаловским. Он хорошо знал мою маму, мы жили на одной лестничной клетке. В финальном тексте было 80% реальных вещей, 20% – его авторских придумок».

Видеоверсию встречи смотрите здесь:

 


Другие новости

Все новости

Учредитель

При поддержке

Партнёры