АЛЕКСЕЙ РЯЗАНЦЕВ: «Какое время, такие и фильмы»
11-12-2020Генеральный директор компании «Каропрокат» Алексей Рязанцев приехал в Выборг с целым букетом фильмов, которые в скором времени должны выйти на российские экраны. Он представляет драму «Красный призрак», молодежную драму «Зови меня Дрозд», комедию «Любовь и монстры», спортивную драму «Белый снег» и фильм закрытия «Зоя» о легендарном подвиге Зои Космодемьянской. Мы поговорили с Алексеем Рязанцевым о проблемах, с которыми столкнулся отечественный кинопрокат в период пандемии.
- Пандемия сильно ударила по кинопрокатной индустрии?
Достаточно сильно. Масштаб ощущают все. Речь идет не только о кинопрокатчиках, режиссерах, продюсерах, но и о зрителях, которые сегодня лишены самого доступного в мире досуга – просмотра фильмов в кинотеатре. Представить себе это было сложно. Повеяло какими-то 90-ми, когда кинотеатры были закрыты и о кино вообще никто не вспоминал. В свое время было предпринято много усилий: государством, Министерством культуры, Фондом кино и другими различными организаторами кинопроизводства, которые вывели российские фильмы на большой экран. Это были уже конкурентноспособные фильмы. Были у нас образцы-рекордсмены, и вот одномоментно мы всего этого лишись. Слава богу, что, несмотря на ограничения, даже заполняемость зала в 25% все-таки дает небольшой зрительский поток. Конечно, зрители старшего поколения опасаются приходить в кинотеатры, поэтому мы практически лишись семейного экрана. Но во всем этом обвинять некого, мы изо всех сил пытаемся это преодолеть. Всем нам приходится теперь придумывать какие-то новые формы, нововведения: некоторые фильмы, например, выходят сразу на стиминговых каналах, вообще минуя кинотеатральный показ. Даже «Окно в Европу» — это первый в моем опыте случай, когда фестиваль проходит фактически онлайн, присутствует только профессиональная публика. Это необычно: фильмы ведь снимаются для людей. И очень важен эмоциональный контакт со зрителем, только так можно понять, что в твоем фильме так, а что нет. Сейчас мы этого лишены, но я надеюсь, что скоро зрители снова вернутся в зал, а кинопроизводство возобновит свой круглогодичный оборот.
— «Белый снег» — очень дорогая картина, и государственное участие вряд ли смогло покрыть все расходы на фильм. Как теперь снимать и выпускать кино, зная, что в ближайшем будущем ситуация с прокатом не изменится?
Государственного участия в фильме «Белый снег» не было совсем. Мы подавали на конкурс, но, видимо, не смогли убедить, что этот фильм нужен не только нам. Но ничего страшного. Хомерики — большой энтузиаст своего дела. Тем более, спортивные фильмы сейчас очень популярны. Многие спрашивают, про что еще снимать: вот, у нас есть Великая Отечественная война, есть спорт, есть космос. Поскольку спортивные ленты у нас всегда неплохо получались, и действительно есть чем гордиться, то эпик на основе биографии Елены Вяльбе показался нам интересным. Да, фильм недешевый, было много графики. И задача была непростая, ведь лыжи — неигровой вид спорта, им сложно заинтересовать. Но, мне кажется, что мы справились. В фильме чувствуется интрига, напряжение, и судьба самой героини никуда не делась. Среди нас ходят герои, положившие всю свою жизнь на алтарь отечественного спорта. И на мой взгляд, они достойны, чтобы о них снимали кино, не только документальное, но и художественное. Конечно, мы надеемся, что к премьере фильма (25 февраля) заполняемость залов будет хотя бы 50%. Если говорить об общей заполняемости зала, не в период пандемии, то она всегда и была около 35%, поэтому если сейчас мы вернемся к 50%, этого будет достаточно. Мы наблюдаем за тем, что выходит в данный момент. Нам теперь стало яснее, что выстреливает, а что нет. Какое время, такие и фильмы.
— Существует ли сегодня альтернатива кинотеатральному прокату для того, чтобы отбить вложения в фильм?
Рынки для реализации аудиовизуальных продуктов никуда не делись, но они поменяли свою очередность и временные рамки. Я считаю, что сегодня не стоит отказываться от привычной схемы выпуска картины. Коллективный просмотр нельзя заменить. В любом случае, как смотреть кино - выбор каждого. Но мне кажется, о кинотеатральном прокате рано забывать и перелистывать эту страницу многолетнего опыта. Если отстраниться от пандемии и вспомнить историю кинопроката, то кинотеатру не раз предрекали полное исчезновение. И каждый раз он, как феникс, возрождался из пепла. Сначала было черно-белое немое, потом появились звук, цвет, стерео-кино, 3D-формат, Dolby, IMAX, и так далее и так далее. Каждый раз каким-то образом удавалось вернуть зрителя в зал. Сейчас разрабатываются новые кинотехнологии, например, разработки лазерного кинопоказа, где вокруг зрителя будет формироваться изображение.
— Ходят слухи, что сейчас многие кинотеатры закрываются. Есть ли реальные прецеденты закрытия кинотеатров?
Кинотеатры открывались и закрывались всегда, и это нисколько не связано с происходящим. Сейчас, само собой, произойдет некая переоценка ценностей. Затормозилось открытие и строительство новых кинотеатров. Безусловно, какие-то кинотеатры закроются – те, кто не сможет поддерживать должный уровень просмотров. Все меняется – люди, поколение. Сейчас мир становится более индивидуальным, более интровертным, люди меньше знакомятся, меньше ходят куда-то. А с учетом карантина все это только усугубляется. Но предрекать гибель кинотеатров не хочется. Я думаю, на наш век еще хватит. И возможно, именно новые кинотехнологии вернут зрителя обратно в кинотеатры.
Фото ГЕННАДИЯ АВРАМЕНКО