12 августа, день 4. Проклятие Параджанова и другие неустойчивые соединения

12.08.2025


Сегодня зрители «Окна в Европу» увидели мультфильмы «Соединение неустойчиво», «Очень неудобный крокодил», «Урбанфон», «Параджанов. Кино без плёнки», «Надя» и «Весёлый парень». Их создатели рассказали нам о том, как нашли своих героев и как искали форму для рассказа о них.
Дарья Шишова, режиссер фильма «Соединение неустойчиво»:

В начале была кошка, которую раскормили, и она выросла. Но потом сюжет сильно трансформировался, и у кошки появился свой турист-походник. Однажды мне очень сильно захотелось снять сцену, в которой огромный бородатый человек сидит в поле за маленькой автобусной остановкой. Никто его не замечает, а он завязывает шнурки и слушает аудиоуроки английского, чтобы его голова, там наверху, одна не скучала.

Меня завораживает техника оживший живописи, масло по стеклу. «Улица» Кэролайн Лиф один из моих самых любимых фильмов. Масло придает истории какую-то особенную интонацию незримой, но ощутимой взаимосвязи всего на свете. Я рисовала фильм на планшете, не совсем настоящим маслом, но старалась сохранять этот принцип «перетекания» одного в другое в большинстве сцен. Это ощущение бесконечности движения вокруг и внутри нас оно не явное, но неизменное и особенно чувствуется в путешествиях.
Ася Филиппова, режиссер фильма «Очень неудобный крокодил»:

Персонаж визуально появился вовремя ленивых набросков. А что, если нарисовать абсолютно негабаритного и неудобного по форме персонажа?

Получится неудобный крокодил! Потом персонаж оброс чертами характера моего близкого человека и обзавелся товарищами, похожими на моих друзей.

Одной из задач была комфортная и качественная работа всей команды. И техника компьютерной перекладки нам в этом очень помогла. Кроме того, нам было интересно изучить новую для нас программу — Moho.
ААлина Иващенко, режиссер фильма «Урбанфон»:

Почему я вдруг решила делать мультфильм про мобильные телефоны? Идея появилась спонтанно и началась как обычная шутка: «а что, если бы?», которую в процессе разговора развиваешь до абсурда. Далеко не всегда результат таких бесед достоин воплощения, но в этот раз все это показалось крайне интересным, «осязаемым» материалом для работы. К тому же, у меня по жизни почему-то не ладятся отношения с техникой.

Герои моего мультфильма буквально коробочки без конечностей и лиц. Единственным вариантом показать их эмоции было использовать язык тела. Я выбрала классическую 2D-анимацию с элементами перекладки как технику, в которой можно добиться наибольшей выразительности. До этого я еще экспериментировала с коллажами в качестве фонов, и мне захотелось немного поработать и в таком изобразительном решении. Оно отлично вписалось и дало нужный контраст между рисованными одушевленными телефонами и футажным реалистичным окружением.
Иван Батурин, режиссер фильма «Параджанов. Кино без плёнки»:

Почти полтора года назад я возвращался с фестиваля в Италии через Ереван. У меня были ровно сутки в этом прекрасном городе. С другом-звукорежиссером мы договорились днем пойти в музей Параджанова. А на рассвете я пошел гулять по Еревану, бродил по обычным дворам и частному сектору, и тут из тесных улочек я выхожу на какое-то поле. Это оказался пантеон с захоронениями известных армян. И среди них, к удивлению для меня, была могила Параджанова. Никогда такого не было раньше, но я сел, приложил руку к плите. Это, конечно, было ошибкой. Наверное, в этот момент Сергей меня и «проклял». После, когда я попал в музей... Это самый невероятный и вдохновляющий музей из всех, где мне удалось побывать. Неделя в Италии стерлась из памяти в миг. То, что Параджанов делает из мусора, из осколков, из того, что на первый взгляд вообще не должно сочетаться, зажигает внутри тебя какой-то свой собственный свет. При этом он очень образен и анимационен. Когда я вернулся домой, то несколько месяцев изучал все, что можно прочитать и посмотреть про Сергея. Как-то с ходу написал анимационный полный метр, ну а здесь вы увидите короткую пробу пера и стиля.

Я не из анимационной среды. К сожалению, анимационное и кино-комьюнити живут как бы параллельно и не сильно пересекаются друг с другом. Закончив СПБГИКиТ как документалист в 2022 году, я вышел в пустоту. За плечами было несколько доков и классный диплом анимадок, но какой от них прок? Меня с третьего курса увлекла графика, но уровнем своих работ я был вечно недоволен. Классическим аниматором я себя не видел, так как меня еще в отрочестве выгнали из «художки» за неимением таланта. И тогда меня привлекли 3D и CGI графика как место, где можно рисовать не от руки. Но каким бы крутым ни было 3D окружение, без живых персонажей оно быстро наскучивает. 2D перекладка была выбрана как доступный мне способ анимации, здесь даже я мог что-то потыкать, чтобы персонажи мало-мальски двигались. Наши же чудесные аниматоры из груды пикселей создали последний главный элемент пазла, чтобы вся картина запела.
Юлия Задарко, режиссер фильма «Веселый парень»:

В месте, где я живу, вдруг стало появляться все больше надувных человечков. Их еще называют аэроменами, воздушными танцорами. Они были такими подвижными и яркими, и мне показалось, что один из них мог бы стать классным персонажем для моего мультфильма. Мне хотелось добиться максимальной гибкости и живости главного героя в кадре, поэтому я остановилась на рисованной технике анимации.
Команда анимационного фильма «Надя»:

Фильм задумывался как взрослый, серьезный, поэтому сразу хотелось чего-то классического, но при этом стильного. Режиссеру Сергею Серегину было очень важно, чтобы на проекте работала художница Алиса Юфа, ее творчество само по себе было в духе задуманного проекта. Поэтому после создания эскизов и персонажей стало понятно, что это будет классическая покадровая анимация, сделанная на компьютере.

Персонажи родились из мысли: «а что, если наш сценарист (Андрей Житков) начнет придумывать героиню, в которую мог бы влюбиться?». Поэтому главная особа мультфильма несколько раз меняет облик, находясь в поиске того самого, одного-единственного образа. А дальше режиссеру Сергею Серегину очень понравилась одна из картин Алисы Юфа. «Это точное попадание в Надю!», – сказал он. Рисунок оказался автопортретом самой художницы. Так что образы наших героев буквально взяты с людей, которые этих же героев и придумывали.

Другие новости