9 августа, день 1. Змеи в животе, тигры в клетке, а заводы — в Екатеринбурге

09.08.2025


Показы анимационного конкурса открываются мультфильмами «Как мышонок звездочки спасал», «Жил-был тигр», «В животе змеи», «Макошь» и «Михалыч». А их создатели, специально для фестивальных зрителей, ответили на наши вопросы. Рассказали о технике, выбранной для своих картин, и об образах, от которых они отталкивались.
Режиссер Мария Румянцева («Как мышонок звездочки спасал»):

«У меня сначала появилась идея мультфильма и только потом — персонаж. Мне нужно было маленькое лесное существо, самое обычное, слабое и невзрачное. Конечно, это мышка, точнее — неуклюже-лопоухий мышонок. Он вообще не очень ладный получился: один глаз выше другого, уши тоже — одно вверх, другое — вниз, лапки-ручки длинные какие-то, словом — не герой, то что нужно!

Мой Мышонок — очень ограниченный в своих возможностях персонаж, он не храбрец, но внимательный и упорный. Анимационная техника «перекладки» ему очень созвучна и своими ограничениями, и своей условностью, и декоративностью падающих с неба звёзд.
А вот дедушка медведь — это на самом деле моя бабушка. Мы называли её Бабанчик (сокращение от бабушка Анечка), она была большой, мягкой, доброй, но строгой, и я ее очень любила. Только вот очки у нее были не круглые, а в роговой оправе.

Режиссеры Марина Верик, Дмитрий Мосягин («Жил-был тигр»):

«Вдохновение для художественного решения фильма мы черпали из акварелей
известного художника и иллюстратора Май Митурича, когда рисунок на бумаге передает главное — образ, а все остальное додумывает воображение зрителя. Рисованная анимация позволила нам тоньше отыграть характеры персонажей, рассказать историю только движениями, без слов.

Образы героев фильма придумала наша художник Снежана Ченина. Они получились у нее простыми и необычайно милыми. Сломанный рог козлика намекает на его бунтарский характер, квадратное пятно у него на боку добавляет комичности, а обрывок веревки на шее придает элегантный шарм этому озорнику. Тигр же грезит о диких джунглях и погонях за антилопами, но жизнь в зоопарке превратила большого и грозного зверя в осторожное и нерешительное животное».
Режиссер Иван Ханжин («В животе змеи»):

«На нашем герое, зайце-беляке, изменения можно было показать наглядно. Он проходит путь от белоснежного, в буквальном смысле не знавшего грязи ребеночка, маминого сыночка до уже испугавшегося, повидавшего трудности зайца с задатками самодостаточного героя. Но то, что удобно для раскрытия сюжета, стало трудностью для художественной постановки. Ведь белый окрас нужен зайцам для маскировки!..
Было много сил положено на то, чтобы у зайцев была разная степень поношенности шкурок (чем старше, тем грязнее), но при этом — чтобы все они одинаково хорошо смотрелись на сложных весенних фонах, одновременно богатых и на нюансы (грязный снег), и на контрасты (темные проталины, деревья). Это была непростая задача. Найденное решение можно кратко описать как «контраст по фактуре» — когда персонажи и фоны почти одноцветные и однотонные, но различаются по фактуре материала. На удивление, этого контраста оказалось достаточно.

Для сюжета мы выбрали ретростиль, напоминающий старые советские мультфильмы, чтобы он вызывал у зрителя теплые чувства и располагал к ностальгии. И вдобавок делал происходящее на экране более убедительным и реалистичным. Во всяком случае – менее абстрактным. Было чувство, что чрезмерная условность может навредить истории».
Режиссер Мария Резниченко («Макошь»)

«Увлекаясь славянской мифологией, я узнала о Макоши — богине судеб и пряхе.
В ее силах определять, что ждет человека впереди — светлая полоса или черная. Отсюда сравнение судьбы с зеброй, а зебра как-то у меня завязалась с ткачеством. Так постепенно сплелась воедино идея всего мультфильма.

Темное и светлое начала отражены в образах дочерей Макоши — Доли и Недоли. Каждая из них следует своей роли, за исключением, пожалуй, Недоли, чья доброта стала основой для конфликта. Персонажей из мира людей мы со сценаристом Яной Нехаевой старались сделать народными, вплетая в их характеры светлые и темные нити. За визуальную часть у нас отвечала художник-постановщик Энчи Шиленкова, она отталкивалась от схожих образов в анимации и реальных людях.

В анимационном фильме «Макошь» сочетаются две техники. В покадровой 2D выполнен мир славянских богинь, что позволяет подчеркнуть их «мифичность», «запредельность» вещественному миру. Мир людей, над которым работают наши пряхи, выполнен в цифровой «перекладке» с вышивкой, причем на настоящем материале. Так мы передаем характер народных ремесел и подчеркиваем мир «вещественный».
Режиссер Вадим Иванов («Михалыч»)

«Персонажи, как и сама история, вдохновлены реальным местом — заводскими районами Екатеринбурга и людьми, которые там живут. Сюжет и персонажи созданы из моих впечатлений, зарисовок, а также воспоминаний Оксаны Черкасовой, моего преподавателя и художественного руководителя этого фильма.

Картина сделана в технике «ожившей живописи». Технология «масляной краской по стеклу» выразительна за счет своей пластичности и фактурности – масло двигается под камерой пальцами и кистями. Эта техника позволила мне передать атмосферу рабочего района — снег, протоптанные на нем дорожки, обшарпанные живописные дома, потертую телогрейку Михалыча…»

Другие новости