— Каковы главная тема и месседж фестиваля этого года?
— Мне кажется, месседж всегда определяется по итогам фестиваля. А тема у нас в этом году привязана сразу к нескольким юбилейным датам. С одной стороны, это столетие Петра Ефимовича Тодоровского, и его портрет будет на афише фестиваля. С другой — столетие Марлена Мартыновича Хуциева, одного из организаторов, вдохновителей и отцов-основателей нашего фестиваля. Собственно, на нашей афише этого года Хуциев и Тодоровский представлены вместе, один в кадре, другой — за, как режиссер фильма «Был месяц май». И, кроме того, это 80-летие Великой Победы, мимо которого мы тоже, конечно же, не могли пройти.
Мне кажется, эти три точки очень легко складываются воедино. Потому что Тодоровский — фронтовик, Хуциев — человек, для которого Великая Отечественная война вообще стала точкой отсчета в творчестве. Мы хотим поговорить о поколении режиссеров-шестидесятников, которое на самом деле и создало то настоящее, искреннее, человечное, гуманистическое военное кино, из которого и возник тот самый канон отечественного кинематографа.
— Почему фестиваль занимает консервативную позицию и не делает отдельную программу сериалов?
— Я бы не сказал, что это консервативная позиция. Просто нам хочется оставаться верными себе. Мы не только не делаем программу сериалов, мы даже не делаем программу короткометражных фильмов, хотя ежегодно большего всего на отбор приходит именно игровых короткометражек. У нас есть свой, сложившийся за многие годы, формат. В Выборге мы представляем три вида кино — игровое, неигровое и анимацию, это три конкурсные программы. И не хочется, наверное, залетать на территорию, которую уже активно заняли наши коллеги. Не хочется быть вторичными, хочется быть первыми или одними из первых в тех программах, которые уже исторически сложились на фестивале.