От мифологии Санкт-Петербурга до сакрального образа Креста. Обзор программы неигрового конкурса

29.07.2024

В этом году в неигровом конкурсе «Окно в Европу» представлено двенадцать картин. Расскажем о них по порядку.

 

Начнем с «Бюро» гватемальского режиссера Пабло Рохаса. На самом деле, Пабло Рохаса Кастильо смело можно называть представителем российской документалистики. Этно-биолог по первому образованию, он окончил сначала киношколу Каса Комал у себя на родине, затем ВГИК (мастерская Бориса Караджева) и школу документального кино Марины Разбежкиной и Михаила Угарова в России. Сочетание разных методов позволило режиссеру выработать свою собственную уникальную эстетику.

Его новый фильм – история молодого архитектурного бюро «Хвоя». Молодые архитекторы участвуют в конкурсе, сулящем денежный приз и реализацию их проектов. Рохас раскрывает работников бюро с разных сторон, сочетая юмор с драматизмом, ведь ставка для них – победа или безвестность.

 

Александр Калашников в соавторстве с писателем Михаилом Тарковским (племянником режиссера Андрея Тарковского) представляет в Выборге фильм «Выбор».

Красноярский документалист Калашников за десятилетия карьеры прошел путь от звукорежиссера (в том числе у классиков отечественного неигрового кино Павла Печенкина, Сергея Мирошниченко, Анатолия Балуева) до режиссера и продюсера, председателя красноярского отделения СК. Его режиссерские работы получили ряд призов на крупных российских кинофестивалях. Для кинематографа Калашникова характерен особый тип героев, людей из так называемой «глубинной России» со своим особым сакральным мышлением. «Выбор» продолжает эту традицию, заостряя внимание на людях, обитателях сурового, но поэтичного края.

 

Автор картины «Гнездо из бумаги» Сергей Кальварский - один из самых заметных молодых режиссеров современной России. Дебют ученика Александра Сокурова «Волнами» стал обсуждаемым синефильским событием 2022 года.

Его новый фильм, рассказывающий о коллективе старейшей Санкт-Петербургской типографии Академии Наук, во многом продолжает сокуровскую эстетику: черно-белая картинка, с особой воздушной поэтикой, попытка рефлексии прошлого и настоящего через неуловимые, но каким-то странным образом врезающиеся в память образы.

Вопросы веры поднимает в своей картине «Крест» один из самых плодовитых и кассовых режиссеров отечественной документалистики Сергей Дебижев. Классик «Параллельного кино» продолжает религиозную линию в своем творчестве, исследуя первостепенный для каждого православного человека образ Креста.

Фильм снят в святых местах России, Израиля, Эфиопии и Египта и состоит из трех глав: «Вера», «Надежда» и «Любовь», раскрывающих разные грани символа.

 

«Курская магнитная аномалия» режиссера Антона Моисеенко знакомит нас с городом Губкиным и его градообразующем предприятием – огромном карьере по добыче железной руды.

Через образ колоссального объекта, который формирует быт и сознание местных жителей, режиссер раскрывает органику и историю этого удивительного края.

 

Иной взгляд на неигровое кино представляют режиссер и киновед Полина Прибыткова и режиссер-документалист Максим Печерский. Единственная хроникальная картина в конкурсе «Маленький факт» – попытка ревизии исторического нарратива. Авторы руководствуются принципом совмещения кадров из государственной кинолетописи и дневниковых записей.

Так формируется «взгляд», акцентирующийся не на толпе как герое, а на герое как собирательном образе.

 

Вопрос столкновения этники, архаики и современности волнует одного из самых успешных разбежкинцев Владимира Головнева. Его герои – представители окраин необъятной страны, снимающие свою, привычную для них, но экзотичную для других, повседневность: якутский охотник, оленевод-хант, пастух из Дагестана.

«Народный герой» – это история, с одной стороны, о глобализации и отсутствии границ, а с другой – о сохранении своеобразия и собственной идентичности.

 

Герой картины представительницы школы пермской документалистики Олеси Епишиной многим может показаться экзотичным. Константину Вадимовичу 22-года, и он – уже воспитатель в детском саду.

Название фильма «Свой среди детей» емко характеризует Константина Вадимовича как человека, преданного своему делу, но в то же время и молодого, жаждущего перемен. Он хочет поменять систему образования, став начальником, удастся ли ему сделать это?

 

Дети – это то, что всегда заслуживает особого отклика в обществе. Режиссер фильма «Скворечник» Екатерина Зиновьева рассуждает об амбивалентности этого тезиса, а также о недоверии и скепсисе обычных людей.

Ее герои – семья, берущая на себя обязанность по воспитанию брошенных детей. На первый взгляд, хорошие и ответственные люди вызывают дискуссию в обществе. Что с ними не так? В чем их корыстный интерес?

 

Виктор Тихомиров – культовый художник, документалист, основоположник легендарной группировки «Митьки» взялся за непростую задачу разгадки мифологии Санкт-Петербурга.

«Сталкер любимого города» – это исследование особого, кого-то вдохновляющего, кого-то опускающего на дно, духа, который пронизывает город. Город, где реальность неотличима от вымысла.

Неподалеку от Санкт-Петербурга, в посёлке Сосновый Бор Ленинградской области проживает Алекандр Иванович Сенотрусов. Именно о нем рассказывает фильм режиссера Елизаветы Берновой «Хранитель форта Красная горка».

Герой картины, несмотря на все жизненные невзгоды, выполняет свою историческую миссию, сохранить важный объект для будущих поколений.

Фестиваль в Выборге пройдет с 9 по 15 августа. Конкурс неигрового кино «Окно в Европу» всегда был важной частью насыщенной программы смотра.

 

 


Другие новости

Все новости

Учредитель

При поддержке

Партнёры