Савва Минаев: «Всегда найдутся люди, которые обидятся»

13.08.2025

На фестивале «Окно в Европу» прошел мастер-класс Саввы Минаева «Как превратить живого человека в персонажа фильма?» Мы собрали самые интересные цитаты оттуда.

В чем сложность работы с байопиками:

— Мы знаем, каким человек был, но нам очень интересно, как он стал таким.
Пытаясь это понять, мы неизбежно изучаем, ищем, что именно его ломало. И в этот момент мы переходим на этическую почву — проблему родственников, наследников, друзей, у которых уже есть свой образ этого человека, и они хотят видеть только его. Это самая большая беда и борьба сценариста, связанная с байопиками. Здесь нужно задать себе вопрос: имеешь ли ты право что-то рассказывать об этом человека?

Понятно, что объективно ты не расскажешь, потому что кино в принципе субъективно. И мне кажется, что любой человек, который повлиял на культурный код, становится частью нас. Цой, Александр III изменили исторический ход событий — они часть всеобщего культурного наследия, и мы имеем право на свое мнение о них. Точно также, как мы, в принципе, имеем право на любое свое впечатление о любом человеке. Нам могут сказать: «Он на самом деле плохой», но оставаться при своем мнении о нем, тоже наше право. Может, мы ошибаемся насчет него, но мы вправе остаться со своим впечатлением. Поэтому, работая над байопиками, у вас есть два варианта: либо всё время осторожничать, либо просто принять эту действительность. Ты всё равно обидишь кого-нибудь, и всё равно имеешь на это право.

О работе над сериалом «Плевако»:

— «Плевако» — это история про самозванца. Он был незаконнорождённым, но сумел добиться уважения и стать великим. Но влюбился в жену купца Демидова, и в итоге — его ребенок, его сын, тоже стал незаконнорожденным, как и он сам. Для меня точка соприкосновения с героем была именно в этом. Адюльтерная часть в этой истории меня всегда интересовала больше всего. Двое женатых людей влюбились друг в друга, произошла трагедия. Те, с кем они связали себя браком не были плохими, просто так бывает. А в сериале получилось, что Плевако был женат на нервной и сварливой женщине, а Демидов — вообще был исчадием ада. Тут совсем другой посыл для зрителя, ему дали понять, что двое героев решили быть вместе, потому что их законные половинки были нехорошими людьми. И такая трактовка мне совсем не нравится.

Помимо самого Плевако, в этом фильме огромное количество исторических фигур. Там есть герой, который увлекается сестрой Плевако. Но потом в какой-то момент отказывается от своих притязаний. И вот мне пришло письмо от внука прототипа этого героя, уже пожилого человека, там было написано примерно следующее: «Всей семьёй посмотрели этот фильм и были оскорблены тем, как вы изобразили нашего предка». Я постарался заверить его, что в этом с моей стороны совсем не было злого умысла, и он принял мои извинения.

О фильме «Рыжий»:

— Рыжий — самый большой поэт со времен ХХ века, но у него была непростая судьба. Мой фильм «Рыжий» пока не вышел. Когда мне предложили писать про него... Это человек, который самовольно ушёл из жизни, а у меня то же самое сделал брат. Я тогда не сказал об этом продюсерам, никому. Но в моменты, как этот, автор обычно и понимает, что это его история.

Но тут я столкнулся с вечной проблемой байопиков, его близкие прочитали первый вариант «Рыжего» и сказали: «Этого кино никогда не будет, до свидания!» И тогда я написал второй драфт, и им все понравилось.

О фильме «Цой»:

— На проекте «Цой» я был вторым сценаристом. Обманка для зрителя была в названии. Фильм носит название «Цой», зрители пошли посмотреть на историю его жизни, а там все начинается с автокатастрофы, где он погиб. И это были обманутые ожидания. А точкой соприкосновения для нас была совсем в другом. Цой – сам по себе невероятное явление, он был популярен и 30 лет назад, популярен сейчас и возможно лет через 100 люди по-прежнему будут петь его песни. И мы хотели показать, что Цой — у каждого свой и при этом он — та величина, которая всем нам сияет звездой (понятно какой) и нас всех объединяет.

Об эрудированных сценаристах:

— Байопики похожи на экранизации — процесс превращения одного вида искусства в другой. Они требуют любопытства. Сценаристы — самые эрудированные и любопытные из людей. Сегодня он пишет про проституток в Древнем Китае, а завтра — про покорение Луны. И получается, что ты всё время развиваешься, узнаёшь что-то новое.

Сценарист байопика много работает с консультантами. Это люди, которые, по идее, должны отвечать за истинность. Есть консультант, и он тебе рассказывает, как происходило то или иное событие. И тут проект откладывается, потом возобновляется, ваш консультант уже консультирует других, а к вам приходит другой и говорит: «Батюшки, а это кто вам такое рассказал? Все было совсем не так!» И это нормально. Возьмите двух людей и спросите, что сегодня происходило в этом зале, и вам расскажут две совершенно разные истории, и обе они будут чистой правдой.

Полную запись мастер-класса смотрите ниже.

Другие новости