Сергей Урсуляк: «Разница в оценке сериала и полного метра – принципиальна»

04.08.2023

Председатель жюри конкурса игрового кино – о разнице контента для каналов и платформ, художественной составляющей искусства и кинематографичности Выборга.

 

­У вас в этом году юбилей – 30 лет работы в кино. Есть ли для вас как для режиссера разница в работе над полным метром и сериалом? Что для вас ближе?

Интерес! Это то, чего мне не хватало, когда я делал полнометражное кино: были небольшие фестивали и ограниченный прокат. Сериальное производство дало мне возможность обратиться к широкой аудитории. Когда три года назад мне предложили снимать «Праведника», я сразу подумал, что это будет сериал, но в определенный момент все же стало понятно, что это будет полный метр. У меня не было какого-то специфического подхода, как снимать – так или по-другому. Для меня разницы в способе работы нет никакой.

В случае с «Праведником» вы были готовы делать сериал, но вам предложили полный метр. В последние годы широкую популярность завоевывали онлайн-платформы, обращались ли к вам с предложениями оттуда?

Нет, онлайн-платформы ко мне не обращались. Меня пугает, когда человек резко меняется, когда он, допустим, одним образом делает что-то для большого канала, а другим – что-то для платформ. Мне кажется, пример Бориса Хлебникова, который всегда остается Хлебниковым, – правильный. Чтобы он ни сделал, я вижу, что это его работа, он всегда рассказывает о том, что его волнует. Человек, который меняется в зависимости от того, для кого он снимает, – это наемный работник «на заказ».

Как вам кажется, влияют ли платформы на восприятие зрителем контента и меняют ли они способ работы автора на съемочной площадке?

Разница контента для платформ и больших каналов действительно существует. Каналы учитывают размер аудитории, сложность, разнообразие, среднюю составляющую. При этом, условно, маньяка могут ловить, как на «Первом канале», так и на платформе – только на стриминге герои будут материться и курить, а на канале они этого делать не будут – вот и вся разница. Посмотрел как председатель жюри огромное количество работ на фестивале сериалов «Пилот» в Иваново – процент нехудожественности примерно такой же, как и на каналах.

Вы упомянули «Пилот», где в этом году демонстрировались «сливки» сериального контента. Есть ли в индустрии сериалов сейчас какие-то магистральные идеи, тенденции – что-то общее, что способно удовлетворить широкий зрительский спрос?

Говоря о «сливках» – они все разного качества: обезжиренные, 20-процентные и часто прокисшие. Мне фестиваль понравился тем, что он насыщенный, рабочий, молодой, не пафосный и при этом праздничный. Пугающая тенденция – понравиться молодежи путем упрощения, огрубления и потакания. То есть разрешать тебе делать то, что ты не способен сделать в реальной жизни, – снятие табу и запретов. Мне кажется, что это большая глупость. Как говорил Ролан Быков: «Мы сейчас научились делать, как в жизни, нам бы научиться делать, как в искусстве». Если говорить о преимуществе, то оно одно – острота темы. Острые темы, например, как в «Домашнем аресте», сейчас, к сожалению, возможны только на платформах, и это неправильно.

Скоро вам предстоит аналогичный опыт председателя жюри, но уже в случае с полнометражным конкурсом на фестивале в Выборге. Есть ли разница в оценке полного метра и сериалов?

Разница в оценке сериала и полного метра – принципиальна. На «Пилоте» очень легко ошибиться: оценивать большое произведение по одной серии – гораздо опаснее. Я бы лично не хотел, чтобы мои сериалы оценивали по первой серии. Сериал всегда может выдохнуться к четвертой серии, актерская работа, которая казалась интересной, может оказаться однообразной и т. д. Полнометражный фильм ты смотришь целиком и оцениваешь его от начала и до конца – здесь возможность ошибиться гораздо меньше.

Переходя к Выборгу как к месту проведения фестиваля. И «Праведник», и «Тихий Дон» снимались в этом городе. Почему вы так часто выбираете его как локацию для съемок?

Это очень разнообразное место со множеством разных фактур. Выборг в некоторых своих районах – до конца невосстановленный город, это позволяет снимать в нем 1930-е, 1940-е, 1950-е годы. Скажем, Москва для такого рода вещей совсем не подходит. Также Выборг очень удобен по коммуникации, доступу к различным материальным базам для съемок. И в конце концов, Выборг – уютный город, в котором хочется бывать.

Чита, Иваново, Выборг – в короткий срок вам выпало посетить сразу несколько фестивалей в небольших городах. Как вам кажется, в чем состоит миссия таких нестоличных смотров?

Малые краевые города очень нуждаются в своих фестивалях, они облагораживают среду. Я как человек, выросший в провинции, понимаю, насколько важна организация художественной жизни в них. Когда приезжают известные режиссеры, актеры, встречаются со зрителем, создается ощущение общности, близости – это крайне важно. Художественная составляющая искусства – и есть то, что нас объединяет. Поднимается уровень всего: показа, оснащенности кинотеатров, художественного восприятия зрителей. Молодым людям это дает ощущение перспективы, того, что можно собрать чемоданы, поехать в Москву, поступить куда-то – стать актером, режиссером, сценаристом. Появляется понимание, что люди из мира кино никакие не небожители. Меня, в свою очередь, в огромной степени сформировали гастроли московских театров, это было очень важно для моей дальнейшей творческой жизни.

Никита Третьяк

Фото: Геннадий Авраменко


Другие новости

Все новости

Учредитель

При поддержке

Партнёры