Станислав Дединский: «Марлена Хуциева называли скрытым сюрреалистом»

10.08.2025

Каким было неснятое кино Марлена Хуциева о Пушкине и о других картинах классика, рассказал историк кино Станислав Дединский. Вот главное из его выступления на «Окне в Европу»

В чем трудность исследования творчества Хуциева:

«Хуциев не любил теоретизировать. От него не осталось собрания сочинений, как от Штейна, Козинцева или многих других классиков отечественного кино. Да, есть разные интервью, в которых он подступается к этому. И даже было много разных попыток сделать книгу на основе интервью с ним, на основе его лекций, но каждый раз это заканчивалось ничем, потому что Хуциев не теоретик, а практик».

О весе мастера и о пальто:

«Почему его не взяли на фронт? Он считался болезненно худым. Есть даже легенда, что студийный лифт его поднимал, только когда он заходил в него с другими пассажирами. На самом деле, эта легенда не совсем правильная, потому что студийные лифты грузовые, для них нужно больше веса. Еще один интересный эпизод из той жизни. Кто-то из коллег Хуциева и Миронера, кажется, однокурсник, вспоминал, что они никогда не появлялись вместе на лекциях. Все время то один из них, то другой. Оказалось, что у них одно пальто на двоих».

Особенность творческого метода:

«Виктор Демин называл Марлена Хуциева скрытым сюрреалистом. Потому что мышление его было парадоксальным, он выстраивал связи между явлениями, которые видел в жизни и потом переносил на экран. Выстраивал связи, которые были очевидны только ему, а на экране они смотрелись мнимыми, их еще нужно было разглядеть. Помните, в фильме «Весна на Заречной улице» есть сцена, когда героиня приходит на сталелитейный завод? И там такие красивые льющиеся потоки из одного котла в другой, всё сверкает, искрится. Здесь и возникает тот самый «скрытый сюрреализм».
Неснятое кино о Пушкине:

«На «Мосфильме» было объединение, которое возглавляли Алов и Наумов. То самое, где создали «Июльский дождь», «До свидания, мальчики», «Андрей Рублев» и другие. Иначе говоря, это был продюсерский центр, который искал потенциально интересные идеи в толстых литературных журналах, а потом адаптировал их под современный киноязык, переносил на экран. Фильмов, которые они не сделали, было в разы больше, чем тех, что они смогли реализовать. Одним из таких неснятых проектов был фильм «Пушкин».
Когда начались съемки «Июльского дождя», корреспондент журнала «Советский экран» спросил Хуциева, мол, что случилось: все ждали фильм о Пушкине, а тут «Июльский дождь»? Хуциев на это в своей обычной манере ответил, что картина о Пушкине будет готовиться еще долго, он будет накапливать материал, определять свое отношение к нему, править наброски сценария. Он это называл «собираться с мыслями».

Но работа над «Пушкиным» началась в голове Хуциева, видимо, все-таки сильно раньше, чем вылилась в какие-то публичные заявления на страницах прессы. Для Хуциева Пушкин — это эталон человека, эталон порядочности. Возможно, причиной того, что работа о Пушкине зашла в тупик, было то, что Хуциев не мог найти актера, который воплощал бы собою порядочность на экране».
Почему не в цвете?

«Интересно, что фильм планировался в цвете. Но когда в середине 60-х годов Хуциев говорил о своем замысле, он не собирался снимать картину о Пушкине в цвете. Это была его позиция. Он не хотел делать Пушкина предметом демонстрации своих режиссерских умений. Для него Пушкин не просто поэт, а что-то дорогое, высокое. Цвет бы оттягивал внимание на себя, а в картине о Пушкине ни одно выразительное средство не должно было обращать на себя внимания. В конце 70-х — начале 80-х начинается работа над режиссерским сценарием, создаются декорации. И вдруг — возникает какое-то сопротивление. Например, сокращают метраж, который выделили на фильм. В результате проект был остановлен накануне съемок, уже когда приехала часть декораций, заказанных в Петербурге. Но Хуциев продолжал мечтать, что все-таки рано или поздно снимет своего «Пушкина».

Полную запись лекции смотрите ниже.

Другие новости