Наталья Назарова: «Самая ничтожная марка может стать величайшим сокровищем»

15.08.2024

Интервью с режиссером фильма «Филателия», обладателем Гран-при 32-го кинофестиваля «Окно в Европу».

 

Расскажите о своих ожиданиях от фестиваля.

Я приехала со скромными ожиданиями. Ну, конечно, всегда хочется что-то получить. Это естественно для человека, который это сделал. У меня самое большое желание — посмотреть со зрителями, вот прям самое большое. Потому что так получилось, что предыдущий фильм свой, «Райцентр», я ни разу не видела со зрителями. Ну так вот вышло. Ужасное ощущение, какого-то незакрытого гештальта. И я поняла, что мне это очень важно. Посмотреть премьеру вместе со зрителями, подышать со зрительным залом. Это такая непредсказуемая вещь! Ты никогда не можешь предугадать, какой будет состав людей. Потому что, естественно, часть — это фестивальные люди, часть — кинолюбители, которые доходят всегда на эти показы, часть просто люди, которые «случайно зашли». И это всегда какая-то удивительная алхимия. Ты никогда не предугадаешь это. Вот в этом есть волшебство.

Я знаю, что «Филателия» выросла из короткого метра. Когда вы задумывали полнометражную картину, не было ли желания сделать полный метр с теми же актерами?

Изначально так и планировалось, естественно. Должна была сниматься Маша Смольникова, Володя Свирский. Но так вышло, что у нас сдвинулись съёмки, и ни Маша, ни Володя не смогли из-за планов. Но знаете, что ни делается, всё к лучшему. Мне кажется, Алина Ходжеванова и Максим Стоянов сделали тоже удивительную работу, и поэтому получилось, в общем-то, два разных фильма. Мы даже название поменяли именно из-за этого. Сейчас уже почти все другое. Естественно, остались какие-то коллизии, но это уже другая история.

О чем ваше кино?

Вот, есть такие люди, которые никому не нужны. Особенно это касается главной героини, конечно. Она абсолютно, с точки зрения «мирского», ничтожное существо, больная. Занимается какой-то старомодной фигней, страдает, собирает марки, причем недорогие. Это очень важный момент — вот эта ненужность, на самом деле обратная сторона величайшей человеческой ценности. Союз филателистов говорит, что самая ничтожная марка может стать величайшим сокровищем. Это величайшее сокровище человеческой души, скрытое в этом человеке. А герой Максима — я бы сказала, он угадал это. Седьмым чувством он угадал, что эта девочка — сокровище, несмотря на, вроде бы, такой мерзкий характер. Да, вначале она не такая уж белая-пушистая, но в ней чувствуешь уникальность. Это фильм о нужности любого человека.

Расскажите про живописные локации ваших съемок.

Сценарий был написан очень давно — и написан прямо под Архангельск. Мне еще очень хотелось снимать в старых районах, где деревяные бараки. Но Архангельск очень сильно изменился за это время. Там негде снимать особо. Но север остался, вот это низкое небо, вот эта особая атмосфера, ощущение края земли. Это было необходимо. Предыдущий фильм мы снимали в Северодвинске, но там сейчас очень тяжело снимать, поэтому мы остановились на Мурманске. И не пожалели там, мы много нашли.

В фестивале в Выборге есть бессменный девиз «Российское кино: прогноз на завтра». Какой прогноз вы можете дать?

Я прогнозы остерегаюсь давать. Я, единственное, могу сказать, что, мне кажется, уровень российского кино очень вырос за последние 10 лет. Пришло очень сильно насмотренное поколение очень талантливых людей. Я смотрю именно с оптимизмом, потому что мне очень нравится сейчас то, что происходит в кино. Может, не всё, конечно, как мы всегда там ворчим. Вкус подрос, мастерство подросло, технологии подросли. Поэтому смотрю с глубочайшим оптимизмом.

 


Другие новости

Все новости

Учредитель

При поддержке

Партнёры