Михаил Трофименков: «В Москве снимали историю на фоне человека, в Ленинграде – человека на фоне истории»

14.08.2024

На фестивале «Окно в Европу» прошла лекция «Долгая счастливая жизнь «Ленфильма». К 90-летию Ильи Авербаха». Автор лекции – кинокритик, киновед, исследователь ленинградского кинематографа Михаил Трофименков.

О «Ленфильме»:

«В 1961 году на «Ленфильм» пришел новый директор Илья Киселев. Его все запомнили как яркую колоритную личность. Знали, что он и в лагере сидел. Именно при нем наступила золотая пора «Ленинградской школы». И при нем же происходит разделение «Ленфильма» на три творческие объединения, каждое из которых студия внутри студии. Первое возглавлял – Иосиф Хейфиц, третье – Фридрих Эрмлер, но так как он сам продолжал работать, по сути, передоверил его Владимиру Венгерову. В те годы также высадился десант молодых людей из Москвы, например, Резо Эсадзе, Юлий Файт. 70-80-е годы не были застоем, это было время страшно интенсивного творчества. В Санкт-Петербурге, тогдашнем Ленинграде, были свои места силы: «Театр юного зрителя», «БДТ» и, конечно, «Ленфильм».

Об Илье Авербахе:

«Лекция эта приурочена к 90-летию со дня рождения Ильи Авербаха, одного из столпов «Ленфильма». Многие режиссеры умирают молодыми. Он «сгорел», когда ему было едва за 50. Главная нота кино «Ленинградской школы» – безвозвратно уходящее время жизни, которое утекает как песок сквозь пальцы. Это были фильмы «морального беспокойства» – картины о том, что «все нормально», но есть какой-то подземный гул. Иконой этого киновидения и был Илья Авербах. Всё его кино было об этом. Он был интересным человеком: щеголем, курителем трубки, игроком в карты».

Почему «Долгая счастливая жизнь» вынесена в название лекции:

«Хотя автор «Долгой счастливой жизни» Геннадий Шпаликов был для ленинградцев своего рода «варягом», его фильм остался в истории как один из главных текстов «Ленинградской школы». Жизнь «Ленфильма» была счастливой, но она закончилась. Последним, кто пытался бороться за жизнь «уходящей» студии, был режиссер Виктор Сергеев, который 1996-го по 2003-й год был ее директором. В 1991-м году Дмитрий Долинин своей картиной «Миф о Леониде» завершил «Ленинградскую школу». Его фильм подытожил рефлексию советской истории. Сейчас людей, которые создавали эту школу, осталось очень мало: тот же Дмитрий Долинин, художник Марина Азизян и редактор Михаил Кураев. Студия, как баржа в финале картины Шпаликова, на наших глазах медленно уплыла в небытие.». 

Об истории и сути «Ленинградской школы»:

«Ленинградская школа» – это в первую очередь Илья Авербах, Игорь Масленников, Виталий Мельников, Динара Асанова. «Московского кино» не существует – это все фильмы без ярко выраженых черт, а «Ленинградская школа» была маленькой республикой национальной кинематографии. После окончания малокартинья «ветер» нового времени первым почувствовал режиссер Иосиф Хейфиц. В 55-ом году он снимает фильм «Дело Румянцева», от которого я веду отчёт «Ленинградской школы». Лицо Баталова становится лицом «советской новой волны», а тема «маленького человека» – ключевой для «Ленинградской школы». Хейфиц был примером творческого долголетия, он снимал до 80-х годов. В 60-м году Хейфиц снял ещё один манифест этого направления – «Дама с собачкой». В нем он перепридумал Чехова. В 63-м появилась ещё одна его фундаментальная картина «День счастья» – кино о разочаровании в мужественности. Хейфиц всегда опережал свое время, он был духовным отцом «Ленинградской школы».

О разнице между кино Москвы и Ленинграда того времени:

«В Ленинграде не было эпопей, кроме, разве что, фильма «Блокада». В Москве снимали историю на фоне человека. А в Ленинграде – человека на фоне истории. На «Ленфильме» придумали направление «война без войны». Если сравнивать режиссеров «Ленфильма» с мэтрами «Мосфильма», например, Абдрашитовым и Миндадзе, то их эстетика – это жёсткие, несущие конструкции. «Парад планет» Вадима Абдрашитова – это сконструированный сюрреализм. Ленинградское же кино было более импрессионистским».

 Видеоверсию встречи смотрите здесь:


Другие новости

Все новости

Учредитель

При поддержке

Партнёры