Сказки, причуды и просто грезы. Обзор конкурса анимации

30.07.2024

В этом году конкурс анимации представлен тридцатью картинами, каждая из которых обладает художественным своеобразием. Каким – читайте в нашем обзоре анимационного конкурса.

 

«Ручей, бегущий в горы», реж. Александр Храмцов

Мультфильм о том, как добрый пес Гора ради полюбившейся ему девушки оставляет мирную жизнь на природе и устремляется в мегаполис. При смене ландшафта теплые, мягкие тона мультфильма моментально темнеют: бетонный город пугает холодным цветом с болезненно-зеленым оттенком.

Попадая в конвейер людей и машин, великан Гора сжимается до неприметной дворняжки. Блуждая по городу пёс оказывается то на задорном застолье, то в доме одинокой дворницы. По тем же улицам бродит и отара овец, отправившаяся на спасение Горы.

 

«Вчера мне было 9 лет», реж. Тимофей Скисов
Закадровый голос описывает первое воспоминание из детства – путешествие за подарком дедушке под Новый год. Маленький, рыжеволосый мальчик спешит на улицу за новой парой очков для деда. С детским задором он преодолевает овраг и железную дорогу, пробираясь сквозь снежную дымку к ларьку.

Режиссер ностальгически восстанавливает мельчайшие детали «путешествия»: в окошке – синий фартук продавщицы, на витрине – обложки журналов с Арнольдом Шварценеггером и Сергеем Бодровым. Играет песня «Всё для тебя» Стаса Михайлова. Обратный путь превращается в кошмар, и мальчик едва успевает к бою курантов. Режиссер возвращается прямо к рубежу веков, делая точный временной срез.

 

«Дождь-подросток», реж. Мария Савенкова

Одинокий, седой мужчина готовит завтрак. Рутинное спокойствие на кухне нарушает сквозняк. Ветер приносит с собой воспоминание о семейных буднях. От прошлого в доме героя остались лишь ростовые зарубки на дверном косяке.

Звукорежиссер мультфильма Александр Чирков разнообразил сцены шумами. Каждое действие героя тонально подчеркнуто: шкворчание яичницы, шипение чайника, прикуривание сигареты. Уличный гам, речь новостного диктора расширяют камерность квартиры. Беспокойство растет, и пространство постепенно наполняется горечью.

 

«Когда выпадет снег», реж. Екатерина Асриева

 Основанная на реальных событиях история этого мультфильма охватывает почти полгода и ведёт отсчет от закадровой сцены расставания главного героя с девушкой. Огорченный, он выходит на балкон и замечает соседа напротив, – приветливого, дружелюбного дедушку.

Летом герои вместе делают зарядку, зимой – перебрасываются снежками. По вечерам старик слушает по радио программы о Бродском, печет пироги и кого-то ждет на чаепитие. Кукольные протагонисты помещены в объемные, детальные декорации, а освещение в фильме следует настроению персонажей. Милые и добрые сцены чередуются с меланхоличными, глубоко печальными эпизодами.

 

«Письмо», реж. Анастасия Пантелеева

Вопреки наказу дождаться утра и не распечатывать письмо от мамы, девочка решает заглянуть в конверт, который бабушка спрятала в книгу сказок. С открытых страниц внезапно выпрыгивает рыба и принимает облик матери.

Один волшебный сюжет плавно перетекает в другой. Сказочная круговерть заканчивается историей о Красной шапочке и Сером волке. Пугающие фантазии прерывают счастливые и переплетаются в сознании девочки с тревожной реальностью.

 

«Вернись ко мне на полку», реж. Марина Зинкевич

В мире из шерсти и ткани внутри каждого человека есть шкафчик. Папа и дочка хранят там хорошие воспоминания. Любой предмет на полке – маркер взросления: ботинок, который теперь мал, игрушки, первые награды.

Если раннее детство героини изображено полным ярких красок, то с возрастом они тускнеют. Однажды отец надолго уезжает по работе, оставляя дочь одну. Ее шкафчик больше не пополняется вещами. Спустя время, перебирая артефакты памяти, она неожиданно возвращается в детство.

 

«Не включайте свет», реж. Алексей Игнатов

На фоне портрета Сергея Есенина мальчик начинает декламировать: «Я с детства думал, родители – роботы». Мать и отец краснеют, уводя сына со сцены. Так начинается мультфильм «Не включайте свет».

Герои – взрослые и маленькие – здесь говорят о смерти, трудностях взросления, жизненных проблемах. Каждый эпизод отличается по анимационному стилю, сквозной образ – медведь, который живет в маленькой коробке, где в углу стоят старинные часы, а на стене висит портрет Бориса Рыжего.

 

«rock&frogs», реж. Екатерина Стерхова, Элина Сибгатуллина, Полина Андреева

В этом мультфильме пассажиры автобуса издают только звуки, а главному герою не даются даже протяженные восклицания: у него во рту поселилась лягушка, которая съедает слова.

Бытовые герои – старушка, которая готова драться за кресло, мужчина, который ест вонючую рыбу, девушка, уснувшая на чьей-то голове, – заражены причудливым лягушачьим вирусом, мешающим им говорить.

 

«Кроткая», реж. Анна Смирнова

В основе мультфильма – одноименная повесть Федора Достоевского. Закадровый голос озвучивает исповедальный монолог ростовщика, чья жена выбросилась из окна.

Герои блуждают по черной бездне, а контуры их фигур, очерченные с помощью ротоскопирования, выглядят как меловые линии на доске. Обволакивающая супругов тьма созвучна настроению оригинального произведения.

 

«Бездна», реж. Дмитрий Некрасов

Мультфильм снят по мотивам рассказа «Бездна» Леонида Андреева. Студент гуляет со своей возлюбленной на природе. Они то и дело встречают странных людей с мертвенной синевой в лице.

Каждый из них отталкивающе смеется – смех в произведениях Андреева часто символизирует безумие и зло. Возвращаясь ночью по лесу, главные герои натыкаются на выпившую компанию у костра. Случайное столкновение оборачивается кошмаром.

 

«Темный лес», реж. Татьяна Петрова

Во время игры с друзьями маленькая девочка теряет в лесу котенка. С фонариком и палкой, вопреки страху, героиня в одиночку идет спасать пушистого друга.

Среди деревьев ей всюду мерещится опасность, а потом девочка встречает загадочного лесного жителя.

 

«Сердце океана», реж. Наталья Харина, Алена Рубинштейн

Постапокалиптический мир населен роботами. Рыб в океане заменили металлические машины. Главный герой напоминает механическую рыбу-удильщика, обитающего на самом дне. Вдруг у рыбы рождается настоящая, биологическая икринка.

Его собратья не терпят инаковых особей, и удильщик сильно рискует, оберегая живое создание. Только краб-слесарь помогает ему и икринке выжить. Мультфильм о том, как в стальном обществе будущего герои пытаются сохранить добро и любовь.

 

«Дядектор», реж. Алина Трубачева

Девочка Фара рассказывает одноклассникам о новом директоре. Его чудаковатость настораживает даже завуча.

Бесформенный и текучий, он легко пробирается в любой класс, скрытно подглядывает за всеми и пугает учеников. Директор в воображении ребенка – хитрый, хотя и безобидный колдун.

 

«Мальчик из Талого Щелья», реж. Евгения Ковязина

Согласно саамской легенде, под землей обитают чахли – маленькие существа, подобные гномам. Они отличаются непоседливым, но добродушным нравом.

Мальчик-чахли случайно остается на земле и попадает в семью к старикам. Он встречает с ними весну, ловит рыбу, собирает ягоды и однажды попадает в руки к разбойникам. Ему предстоит спасти себя и дорогих ему людей.

 

«Ссылка», реж. Анастасия Жакулина

Мультфильм посвящен памяти Резо Габриадзе – грузинскому режиссеру, драматургу и художнику. Героем его картин часто был Александр Сергеевич Пушкин.

Создавая мифический сюжет о встрече этих двух знаменитых людей, режиссер мультфильма использует портреты, рукописные фрагменты, вырезки из книг и собственные рисунки. Компанию Пушкину и Габриадзе составляют кот в валенках и козел в шапке.

 

«Зеленое», реж. Катя Милославская

Маленькая причудливая притча о лисенке, который встречает своего двойника.

Испытания на пути героя меняют не только его характер, но и облик.

 

«Загадочная планета», реж. Рим Шарафутдинов

Инопланетяне встречают маленькую девочку с книгой загадок. Она предлагает определить, о ком идет речь, но сложные описания загадок ужасают пришельцев.

Их воображение рисует несуразных монстров, обитающих на нашей планете, заставляя «чужих» дрожать от собственной фантазии.

 

«Станция пупсянция - выход на нужную сторону», реж. Наталия Данилевская

Черно-белый мультфильм о путешествии Слоненка, который попадает в настоящий ночной кошмар, блуждая по сомнабулическому пространству.

Переживая несколько метаморфоз, слоненок изо всех сил стремится попасть домой, к маме.

 

«Сиреневый час», реж. Юлия Лис

Действие мультфильма происходит в Санкт-Петербурге со всеми его знаковыми местами. Убегая от собак, кошка взбирается на статую крылатого льва у Банковского моста.

Грифон внезапно оживает, и герои вместе взлетают над городом. Они проносятся над Михайловским замком и Петропавловской крепостью, гуляют у канала и ужинают с видом на Исаакиевский собор, проживая скоротечную романтическую историю.

 

«Чаинка», реж. Дарья Столбецова

В основу сюжета легла одноименная сказка Марины Москвиной. Ежик носит красные бантики и шапочки, любит слушать пластинки и пить чай.

Потратив всю заварку, он решает посадить единственный оставшийся листик в землю.

 

«Урод», реж. Мария Одинцова

Живущий на пустынной планете ученый пробует создать себе друга. Попытка оказывается неудачной: вместо человека рождается существо, которое герой пытается изменить новыми экспериментами.

Безуспешные опыты приводят ученого к ненависти и разочарованию в своем творении. Но чтобы выжить, персонажи должны примириться друг с другом.

 

«От греха подальше», реж. Екатерина Паршина

История о последнем человеке, путешествующем с двойниками-инопланетянами по галактике.

Персонажи посещают мертвые планеты и радиоактивные земли, на одной из которых герой находит загадочную девушку. Эта встреча полностью меняет его жизнь.

 

«Сокровище», реж. Мария Резниченко

Увлеченные рассказами о пиратах, дети охотно представляют себя в их роли. Вслед за старшими братьями и сестрами наступает черед младшего покинуть мир опасных морских приключений.

Однако мальчик не может отпустить мечту о спрятанном сокровище. Вооружившись картой, пиратской шляпой и кораблем, вместе с родными он отправляется на поиски клада.

 

«Руслан и Людмила», реж. Матвей Лашко

Мультфильм создан по мотивам одноименной поэмы Пушкина. Богатырь Руслан отправляется спасать невесту, украденную Черномором.

По пути витязь встречает громадную Голову, под которой находит древний меч для битвы с колдуном. Герою предстоит множество трудностей на пути к возлюбленной. Некоторые ситуации представлены комичнее, чем в оригинальном сюжете.

 

«Свадебное платье бабушки», реж. Ксения Васильева

Дом героини сгорает дотла. Неподалеку от пожара она находит чемодан с вещами и запиской.

В ней указана улица – «Ленина, 24». Отправляясь по адресу, девушка попадает в особняк, полный духов и старых предметов.

 

«Спать хочется», реж. Игорь Волошин

Варька – 13-летняя служанка в доме сапожника. Она должна исполнять все поручения по дому и вместе с тем нянчить младенца. От недосыпа ей мерещатся страшные видения, а ребенок в люльке неустанно кричит, доводя героиню до безумия.

Этот анимационный хоррор снят с помощью цифровой анимации и риггинга по мотивам рассказа Антона Чехова. Его прототип узнается в одном из персонажей мультфильма – врача.

 

«Отчего вода в море солёная», реж. Наталья Наумова

Анимационная сказка о том, как бедный мужик помогает Лешему, попавшему в беду, а взамен получает от него мельничку, способную исполнять любые желания.

Только вот волшебная мельничка, как это часто бывает в сказках, нужна не только ему одному.

 

«П[р]освещение», реж. Диана Гордеева

Чтобы стать полноценной частью народа, дети одной далекой планеты должны пройти обряд инициации и сразиться с чудовищем, доказав свое мужество.

На арене, подобной гладиаторской, маленькое птицевидное существо Корен вступает в бой с монстром вопреки страху.

 

«Пико-динозавр», реж. Алина Красновская

Маленький Беньямин засыпает с мечтой о собственном динозавре, окруженный рисунками любимых животных. Наутро его желание сбывается, и он отправляется на прогулку по улицам на собственном диплодоке.

В основу мультфильма легла одноименная сказка Леопольда Суходольчана.

 

«Поиски возлюбленной», реж. Полина Волкова

Действие анимации по мотивам рассказа Михаила Зощенко происходит в Москве 1926 года. По традиции немого кино, в мультфильме нет диалогов, а пояснением к сюжету выступают интертитры.

Это комичная история о том, как Вова Завитушкин встречает в трамвае укутанную в пальто девушку и моментально влюбляется. Он тут же ведет ее прямиком в ЗАГС, где их союз благословляет сердцевидная женщина. Однако вскоре Вова понимает, что поспешил: все дамы вокруг него – прекрасны.

 

 


Другие новости

Все новости

Учредитель

При поддержке

Партнёры