В поисках «Начала» и начал: на круглом столе обсудили перспективы отечественного кино

13.08.2024

В рамках фестиваля «Окно в Европу» прошел круглый стол «Будет ли новое «Начало». Современный российский кинопроцесс и наследие советского кино 1970-1980-х». Во встрече принимали участие: режиссер и президент фестиваля «Окно в Европу» Сергей Урсуляк, режиссер и председатель жюри игрового конкурса Владимир Котт, историки кино, основатели киноартели «1895.io» Станислав Дединский и Наталья Рябчикова, режиссер Владимир Грамматиков, киновед Лариса Малюкова, режиссер, участник игрового конкурса Роман Каримов. Модерировал круглый стол программный директор фестиваля Андрей Апостолов. Мы собрали главные тезисы этой встречи.

Сергей Урсуляк:

«Самонадеянно с моей стороны «прикручивать» себя к советскому кино. Это ощущенческий момент. Я люблю советское кино и воспитан на нем. Говорить, что я продолжатель или наследник, — это нагло. Что же до кино современного: в стране должна измениться атмосфера, тогда и возможно появление чего-то нового».

Владимир Грамматиков:

«Загнать всех в стойло семейного кино сейчас самое время. Сейчас ни о чем другом говорить нельзя. Это приобрело масштабы государственной политики. Раньше можно было нести заявки триллеров, детективов, любые жанры. Теперь студии хотят только семейное кино, как будто только его люди хотят видеть. При этом подростки давно не смотрят телевизор, весь их мир сейчас в видеоиграх. Это предъявляет к нам особые требования. В играх дети оказываются в центре яркого, красочного мира, они могут себе выбрать героя, доспехи. Их будет трудно заставить смотреть кино, где у рыцаря ведро на голове. Я это хорошо знаю: мы же придумали и сделали «Последний богатырь». Убежден, что связь со зрителями у нас осталась только эмоциональная. Интеллектуальной — не осталось. Но именно это и нужно использовать, в этом наша сила. Нужно четко понимать, что нельзя просто делать кальки советского кино, это путь в никуда. Мне недавно предложили сделать «Усатый нянь 2», но если бы я это сделал — это была бы моя кончина».

Лариса Малюкова:

«Кино раньше воздействовало на людей. Есть хороший портрет, который написал критик Серёжа Добротворский про «Ленинградскую школу», которую он во многом сам и придумал. Считается, что этой такой «каммершпиль», но в основе этой школы мировоззренческая позиция, этические принципы. Сейчас пытаются тиражировать то, что было найдено раньше. Самые интересные картины конкурса сняты молодыми авторами, они эстетически классно сделаны. Эти авторы — насмотренные люди, но в том, что они делают, мало содержательной структуры. И без этической доминанты кино не работает».

Роман Каримов:

«Затерянные» — мой фильм, который я привез сюда в конкурс, вдохновлен перестроечным абсурдным кино. В 90-е годы у нас были Шварценеггер, Ван Дамм, мы жили этим. Но со временем ты понимаешь, что тебе недостаточно питаться подножным кормом, ты пытаешься исследовать что-то, копать в более глубокое кино. «Начало» — любимый фильм моей мамы. Я и посмотрел его, потому что ее любимый фильм. Она умерла, и когда я смотрю его, то плачу. Армен Николаевич Медведев мне как-то посоветовал посмотреть фильм «Тема». Я послушался, посмотрел — и офигел».

Владимир Котт:

«80-е годы меня продолжают вдохновлять. Для меня главная эмоциональная точка того кино — гуманизм. У меня отношения с этим временем. Ностальгия меня питает. В наше турбулентное время необходимо утешение. Я нахожу его там, в том кино».

Закончилась беседа репликами авторов книги, выпущенной в коллаборации с фестивалем «Окно в Европу». Книга посвящена созданию картины «Начало», авторы Наталья Рябчикова и Станислав Дединский:

Наталья Рябчикова

«Любимое слово Армена Николаевича Медведева, моего мастера и одного из создателей фестиваля, было «контекст». Мы следовали этому принципу. Выстраивали не только контекст времени, но истории и политики. Для нас важно, чтобы наши книги позволяли более глубоко посмотреть на сами фильмы, и чтобы это показывало, как работали кинематограф и кинематографисты тогда. Эта серия — наша миссия, знакомить с кинематографистами как людьми, с тем, что они делали».

Станислав Дединский

«Наша задача — выявлять вещи, которые обозначают замыслы. Мы смотрим, как одна эпоха перетекает в другую. Вот эта конкретная книга — попытка поработать в новом ракурсе. «Начало» — это не история про один фильм, это история про три-четыре фильма. 2/5 книги посвящены истории создания картины о Жанне д’Арк. Там есть много о том, как связана биография Чуриковой с ее героиней: там ничего не выдумано, она и Бабой-ягой была, и про ее внешность много спорили. Мы этой и другими книгами пытаемся связать эпохи».

Полную видеоверсию круглого стола смотрите здесь:


Другие новости

Все новости

Учредитель

При поддержке

Партнёры